Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Школа искусств № 49» Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства» "Слушание музыки" Выполнила преподаватель Высшей Квалификационной категории Бардина Наталья Николаевна п.Елань 2015г Пояснительная записка Направленность программы. Программа относится к художественной направленности, являющейся одной из самых востребованных в системе дополнительного образования детей (ДОД). Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа посвящена развитию музыкальной культуры детей, расширению их музыкальных знаний. Педагогическая целесообразность программы. В современных условиях вопрос воспитания художественной культуры детей стоит достаточно остро. Слишком большой поток информации, получаемый подрастающим поколением через телевидение, интернет и СМИ, осложняет процесс формирования ценностей у детей. Музыка – одна из наиболее доступных сфер, позволяющих расширить кругозор, повысить культурный уровень, воспитать нравственную личность. Музыка сопровождает детей повсюду. Она преподается в детском саду, школе, учреждениях дополнительного образования детей. Она окружает детей дома и на улице. Очень широк диапазон различных музыкальных направлений. Однако музыка бывает разная. Широко распространенная современная музыка часто не несет в себе эстетической и смысловой нагрузки, поэтому необходимо приобщать детей к традициям классического музыкального воспитания. В первую очередь дети должны знакомиться с наиболее выдающимися образцами классической музыки. Учащимся необходимо узнавать биографии выдающихся композиторов, потому что это способствует как развитию мотивации, так и расширению кругозора. В процессе прослушивания известных классических сочинений, изучения основных музыкальных жанров, музыкально-выразительных средств и ознакомления с жизнью великих музыкантов более чем вероятен рост интереса к последующему обучению игре на инструментах, к исполнению произведений классической музыки. Особенности программы. Данная программа позволяет расширить музыкальный кругозор детей. В ходе реализации программы обучающиеся прослушают множество произведений классической музыки, ознакомятся с биографиями выдающихся композиторов, будут изучать музыку в общем культурном контексте. Это позволит мотивировать учащихся к добровольным занятиям музыкой. Трехлетний курс программы «Слушание музыки», продолжает программа «Музыкальная литература», продолжительностью 2 года обучения. Таким образом, программа представляет собой пятилетний цикл. В целом освоение программы содействует формированию общей и музыкальной культуры ребенка, обогащению его эмоционального мира. Именно здесь звучит музыка, которой недостает ребенку для пробуждения настоящего интереса к музыкальному искусству (ведь способность воспринимать музыку развивается быстрее умения ее исполнять). В этом смысле данный предмет оказывают неоценимую помощь в овладении игрой на инструменте. Также известно, что «все, что ребенок переживает, все, что в нем разбужено и воспитано, скажется на протяжении всей его жизни» (А. Лагутин). Учебно-тематический план программы выстроен так, что обучающимся дается возможность последовательного изучения тем на разных уровнях в разные этапы обучения. В результате реализуется дидактический прием «от простого к сложному» и возрастает коэффициент сложности, что позволяет связать обучение в единый процесс освоения новых знаний и совершенствования личностных качеств обучающихся. Цель программы: художественно-эстетическое развитие детей в области музыкальной культуры, расширение их художественного кругозора, формирование общей духовно-нравственной культуры. Задачи программы. Обучающие: - знакомство с произведениями мировой музыкальной классики; - знакомство с биографиями известных композиторов и музыкантов; - изучение основных музыкальных жанров; - изучение музыкально-выразительных средств; - изучение музыкальных произведений в историческом контексте; - формирование осознанного отношения к музыке (умения не только чувствовать, но и понимать логику развития образов). Развивающие: - накопление слухового опыта; - развитие музыкально-образного мышления; - формирование мотивации ребенка к музыкальному творчеству. Воспитательные: - развитие художественного вкуса; - создание условий для самоопределения, творческой самореализации личности ребенка; - формирование нравственных норм, сопереживания чувствам других людей на основе произведений музыкальной классики; - формирование уважительного отношения к культурам разных народов в процессе знакомства с музыкальными традициями разных эпох. Возраст детей. Дети распределяются по обучения в инструментальном принимаются все желающие. определения общего уровня группам в соответствии со своим годом классе. В группы первого года обучения При этом проводится прослушивание для группы. Если же ребенок поступает в музыкальный класс не с первого года обучения, а позже, или приходит из другого учебного заведения, то после прослушивания он будет определен в ту группу, которая соответствует уровню его предметной подготовки. Таким образом, состав группы может быть разновозрастным. Наполняемость групп может быть различной: от 4-6 чел. в первые годы обучения и более – в последующие. Срок реализации программы: 3 года. На первом году обучения дети знакомятся с темой «Сказка в классической музыке». Она рассматривается на примере творчества русских и зарубежных композиторов XIX-XX века. В ходе изучения темы дети знакомятся с краткой характеристикой жизни и творчества композиторов, с особенностями жанров, в которых воплощена сказка, со средствами музыкальной выразительности. На втором году обучения материал сосредоточен в теме «Природа и музыка». В самом начале обращается внимание на музыкальные циклы «Времена года», а далее эта тема анализируется на примерах образов природы, наиболее часто используемых в классической музыке. На третьем году обучения внимание детей акцентируется на музыкальном материале тех произведений, в центре которых - передача чувств и переживаний человека. В заключение подготовительного этапа дается тема «Композиторы - авторы музыки для детей». Таким образом, тематика и план предмета «Слушание музыки» является как бы платформой для курса «Музыкальная литература», в котором первые слуховые и эмоциональные впечатления найдут более глубокое, профессиональное подтверждение и осмысление. Формы и режим занятий Формы занятий: теоретические и практические. Рекомендуется проведение лекций-концертов, что дает возможность ребенку, соприкасаясь с музыкой, услышать живое исполнение. Возможно также исполнение на уроке произведений, выученных в инструментальном классе, если они тематически связаны с данным предметом. Занятия планируются по одному учебному часу в неделю при 36-недельной продолжительности учебного года (1 уч. час - 40минут). Всего 36 часов в год. Ожидаемые результаты По итогам 1 года обучения дети будут знать: - особенности музыкального творчества в жанре сказки; - особенности сказочной тематики в творчестве М. Глинки, М. Мусоргского, П. Чайковского и др.; - краткие биографии композиторов; - основные средства музыкальной выразительности при описании сказки. будут уметь: - отличать на слух музыкальные произведения указанных композиторов; - работать с информацией, формировать простые сообщения. у детей будут воспитаны: - уважение к общечеловеческим ценностям, - понимание социальных норм и правил поведения в обществе. По итогам 2 года обучения дети будут знать: - особенности музыкального творчества при описании природы; - особенности природной тематики в творчестве Н. Римского-Корсакова, С. Рахманинова, Р. Шумана и др.; - основные средства музыкальной выразительности при описании природы. будут уметь: - различать на слух музыкальные описания дневной и ночной природы; - различать на слух музыкальные описания разных времен года. у детей будут воспитаны: - культура слушания музыки; - трудолюбие; - инициативность. По итогам 3 года обучения дети будут знать: - основные произведения, в центре которых - передача чувств и переживаний человека; - нюансы передачи разнообразных эмоций в музыке; - композиции, включающие детский образ. будут уметь: - сочувствовать и сопереживать музыке; - на слух различать грусть, радость, шутку, лирическую тему в музыке; - вычленять детские образы из произведений. у детей будут воспитаны: - учебная мотивация, - правильное отношение к успехам и неудачам, - осознанное отношение к музыке. Способы отслеживания результатов. Проверка результатов осуществляется в виде текущего, промежуточного и итогового контроля. Текущий контроль осуществляется на каждом занятии в виде проверки домашнего задания (рисунок, кроссворд, подготовка доклада, пересказ биографии композитора, составление конспекта, фронтальный опрос). Формами промежуточного и итогового контроля являются тесты, музыкальные викторины, открытые контрольные занятия. Таблица оцениваемых показателей обучающихся по программе Показатель Повышенный Базовый Минимальный уровень уровень уровень Заполнение Учащийся дает Учащийся дает Учащийся дает тестов более 75% 50-75% менее 50% правильных правильных правильных ответов ответов ответов Участие в Учащийся Учащийся Учащийся викторинах уверенно и неуверенно либо неуверенно либо правильно неправильно неправильно отвечает на отвечает на часть отвечает на вопросы вопросов большую часть вопросов Участие в Учащийся Учащийся Учащийся открытых принимает принимает практически не занятиях участие во всех участие не во принимает открытых всех открытых участие в занятиях, занятиях, мало открытых уверенно отвечает занятиях демонстрирует свои знания Ведение Учащийся Учащийся ведет Учащийся конспектов постоянно и конспект, но пропускает тщательно ведет пропускает много конспект некоторую информации, информацию практически ничего не записывает Работа с Учащийся умеет Учащийся умеет Учащийся не информацией искать, искать и умеет искать, анализировать и представлять анализировать и представлять информацию, представлять информацию, иногда делает информацию, часто делает доклады редко делает доклады доклады Инициативность Учащийся часто проявляет инициативу, вызывается участвовать в мероприятиях, делать доклады, предлагает композиции к прослушиванию Учащийся иногда проявляет инициативу, вызывается участвовать в мероприятиях, делать доклады Учащийся очень редко проявляет инициативу, не вызывается участвовать в мероприятиях, делать доклады, делает только то, что предлагает преподаватель Формирование Учащийся в интереса к свободное время предмету слушает музыку, посещает концерты, занимается по другим музыкальным программам Учащийся в Учащийся в свободное время свободное время иногда слушает не слушает музыку, иногда музыку, не посещает посещает концерты, не концерты, не занимается по занимается по другим другим музыкальным музыкальным программам программам Общими критериями успешной реализации программы являются: • сохранение постоянного ученического контингента; • развитие у детей устойчивого интереса к предмету; • правильное (на уровне среднего и высокого баллов) заполнение тестов большинством учащихся; • положительные отзывы родительского сообщества. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 I год обучения Сказочные образы в классической музыке Количество часов Название темы Всего Теория Практика Вводное занятие 1 1 Сказка в творчестве М. Глинки 3 2 1 Сказка в творчестве М. Мусоргского 2 1 1 Сказка в творчестве Н. Римского6 2 4 Корсакова Сказка в творчестве П. Чайковского 7 3 4 Сказка в творчестве А. Лядова 2 1 1 Сказка в творчестве С. Прокофьева 2 1 1 Сказка в творчестве И. Стравинского 6 2 4 Сказка в творчестве Э. Грига 4 1 3 Сказка в творчестве . Равеля и К. 2 1 1 Дебюсси Итоговое занятие 1 1 Итого: 36 15 21 Содержание занятий I год обучения 1. Вводное занятие (техника безопасности). Правила поведения в ДШИ, РДК. Правила поведения на улице (по дороге в ДШИ и РДК и домой). Правила поведения на мероприятиях (конкурсы, концерты). 2. Сказка в творчестве М. Глинки. Беседа о жанре сказки. Сказка и музыка. Сказка в творчестве М. Глинки. Знакомство с жизнью композитора. Сказка А. Пушкина и одноименная опера М. Глинки. Особенности оперного жанра. Характеристика персонажей и средства музыкальной выразительности для их воплощения. Практическая часть. Просмотр музыкального материала к теме: «Руслан и Людмила» (фрагменты). Обсуждение прослушанного. Доклады. 3. Сказка в творчестве М. Мусоргского. Краткая характеристика жизни и творчества Мусоргского. Фортепьянный цикл «Картинки с выставки». Особенности жанра. История создания. Сказочные образы в цикле. Практическая часть. Прослушивание музыкального материала к теме: «Картинки с выставки»: «Старый замок», «Избушка на курьих ножках». Обсуждение прослушанного. Доклады. 4. Сказка в творчестве Н. Римского-Корсакова. Знакомство с творчеством Н. Римского-Корсакова. Роль сказки в его наследии. Оперы-сказки композитора. Сказки А. Пушкина, А. Островского и их воплощение в музыке Н. Римского-Корсакова. Былина о Садко. Сказка о Морской царевне. Арабские сказки «1001 ночь». Тембровое богатство. Красочность гармонии. Практическая часть. Прослушивание и просмотр музыкального материала к теме: «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Шехерезада» (фрагменты). Обсуждение прослушанного и увиденного. Доклады. 5. Сказка в творчестве П. Чайковского. Краткая характеристика творчества П. Чайковского. Биографические данные. Сказочные образы в фортепьянной музыке композитора. Знакомство с жанром балета. Черты жанра. Балеты-сказки П. Чайковского. Средства музыкальной выразительности. Практическая часть. Прослушивание и просмотр музыкального материала к теме: «Баба-Яга», «Нянина сказка» из «Детского альбома», балеты «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик». Обсуждение прослушанного и увиденного. Доклады. 6. Сказка в творчестве А. Лядова. Знакомство с творчеством А. Лядова. Особенности его стиля. Сказочные музыкальные картины композитора. Характеристика их образного содержания. Красочность оркестровки. Художественное богатство. Практическая часть. Прослушивание музыкального материала к теме: «БабаЯга», «Волшебное озеро», «Кикимора». Обсуждение прослушанного. Доклады. 7. Сказка в творчестве С. Прокофьева. Творчество С. Прокофьева. Многообразие образов. Место сказки в музыке композитора. Сказка К. Гоцци и ее прочтение в опере С. Прокофьева. Сказочные образы в цикле «Сказки старой бабушки». Музыкальная сказка «Петя и волк» для симфонического оркестра и ее тембровое развитие. Балет «Золушка». Практическая часть. Прослушивание и просмотр музыкального материала к теме: опера «Любовь к трем апельсинам» (фрагменты), «Сказки старой бабушки», симфоническая сказка «Петя и волк», балет «Золушка» (фрагменты). Обсуждение прослушанного. Доклады. 8. Сказка в творчестве И. Стравинского. Знакомство с творчеством И. Стравинского. Богатство жанров, образов в его музыкальном наследии. Обращение к сказке в балетном жанре. Особенности выбора сказочной темы. Русские сказки в творчестве Стравинского. Сказка Г. Х. Андерсена и ее отражение в балетном жанре. Практическая часть. Прослушивание и просмотр музыкального материала к теме: «Петрушка», «Поцелуй феи», «Жар-птица» (фрагменты). Обсуждение прослушанного и увиденного. Доклады. 9. Сказка в творчестве Э. Грига. Жанр сказки в творчестве зарубежных композиторов. Краткий обзор жизни и творчества Э. Грига. Образы Норвегии. Фольклор. Сказочные герои. Сюита «Пер Гюнт». Ее образное содержание, сюжет. Характеристика сказочных персонажей. Основные средства музыкальной выразительности. Практическая часть. Прослушивание музыкального материала к теме: из сюиты «Пер Гюнт» - «В пещере горного короля», «Шествие гномов»; из «Альбома для юношества» - «Танец эльфов». Обсуждение прослушанного. Доклады. 10. Сказка в творчестве М. Равеля и К. Дебюсси. Творчество М. Равеля и К. Дебюсси. Обращение к сказочным образам. М. Метерлинк и его произведения. Практическая часть. Прослушивание музыкального материала к теме: М. Равель «Матушка-гусыня». Сказка «Синяя птица» на музыку К. Дебюсси. Обсуждение прослушанного. Доклады. 11. Итоговое занятие. Подведение итогов Учебно-тематический план II год обучения Природа и музыка № Количество часов Название темы п/п 1 2 Вводное занятие Циклы «Времена года» в музыке Всего 1 7 Теория 1 3 Практика 4 3 4 5 6 7 8 9 10 Образы весны в музыке Образы зимы в музыке Картины утренней природы Картины ночной природы Морской пейзаж в музыке Картины грозы в музыке Звуки живой природы Итоговое занятие Итого: 4 3 2 1 2 2 2 2 6 4 6 1 36 1 1 3 2 3 17 1 1 3 2 3 1 19 Содержание программы II год обучения 1.Вводное занятие. 2. Циклы «Времена года» в музыке. Беседа на тему «Времена года». Знакомство с основными произведениями, в центре которых - музыкальный пейзаж. А. Вивальди. Краткие сведения о композиторе и его оркестровом цикле. Рассказ о симфоническом оркестре и инструментах, которые солируют в анализируемых отрывках. П. Чайковский. Основные биографические данные. Фортепьянный цикл «Времена года». Композиция цикла, эпиграфы, средства музыкальной выразительности. И. Гайдн. Черты творческого облика. Круг жанров. Оратория и ее особенности. Содержание оратории «Времена года». Роль данного жанра в творчестве композитора. Особенности музыкального языка в создании образов природы. А. Глазунов. Характеристика творчества. Балетный жанр. История создания балета «Времена года». Его содержание и круг основных образов. Музыкальный пейзаж. Практическая часть. Прослушивание музыкального материала к теме: А. Вивальди «Времена года», П. Чайковский «Времена года», И. Гайдн «Времена года», А. Глазунов «Времена года». Обсуждение прослушанного. Доклады. 3. Образы весны в музыке. Весна как время года. С. Рахманинов. Автор произведений, в центре которых образы весны. Знакомство с жанром романса. Романсы С. Рахманинова. Весенние образы в них. Их символика. Прелюдии С. Рахманинова. Особенности жанра. Пейзажные зарисовки. П. Чайковский. Образы весны на примере фортепьянной пьесы «Подснежник». А. Гречанинов. Краткая характеристика творчества. Вокальная миниатюра «Подснежник». Сходство и различие в воплощении одной темы разными композиторами. Практическая часть. Прослушивание музыкального материала к теме: С. Рахманинов «Прелюдия ре-мажор», романсы: «Сирень», «Весенние воды», А. Гречанинов «Подснежник», П. Чайковский «Подснежник». Обсуждение прослушанного. Доклады. 4. Образы зимы в музыке. Зима как время года. Зимний пейзаж в опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка». Средства музыкальной выразительности. Р. Шуман. Знакомство с творчеством композитора. Фортепьянные произведения. Пьеса «Дед-Мороз». П. Чайковский. Образы зимы на примере пьесы «На тройке». Особенности музыкального пейзажа. А. Алябьев. Камерно-вокальная музыка. Образы природы в романсах. Г. Свиридов. Краткая характеристика творчества. «Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина». Практическая часть. Прослушивание музыкального материала к теме: Н. Римский-Корсаков «Снегурочка» (оркестровое вступление, песня Деда Мороза) или просмотр мультфильма «Снегурочка» с музыкой Н.РимскогоКорсакова, Р. Шуман «Дед Мороз», А. Алябьев «Зимняя дорога», П. Чайковский «На тройке» (из цикла «Времена года»), Г. Свиридов «Метель» (Возможен просмотр х/ф «Метель». Обсуждение прослушанного. Доклады. 5. Картины утренней природы. Богатство красок утренней природы и их музыкальное воплощение в творчестве русских и зарубежных композиторов. Пьеса «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига. Средства музыкальной выразительности в создании пейзажа. Оркестровая картина М.Мусоргского «Рассвет на Москва-реке» из оперы «Хованщина». Характеристика особенностей музыкального языка в показе образов природы. Практическая часть. Прослушивание музыкального материала к теме: Э. Григ «Утро» (из сюиты «Пер Гюнт»), М. Мусоргский «Хованщина» («Рассвет на Москва-реке»). Обсуждение прослушанного. Доклады. 6. Картины ночной природы. Знакомство с жанром ноктюрна. Его особенности. Ноктюрны Д. Фильда. Их основные черты. Эволюция жанра в творчестве Ф. Шопена. Образное богатство ноктюрнов Шопена. Картины ночной природы в произведениях Р. Шумана. Цикл «Фантастические пьесы». Практическая часть. Прослушивание музыкального материала к теме: Д. Фильд Ноктюрн, Ф. Шопен Ноктюрн Фа-мажор, Р. Шуман «Вечером», «Ночью». Обсуждение прослушанного. Доклады. 7. Морской пейзаж в музыке. Н. Римский-Корсаков - композитор-маринист. Жизненный и творческий путь. Морская служба. Картины моря и их музыкальное воплощение. Знакомство с основными произведениями композитора, в которых есть морской пейзаж. Практическая часть. Прослушивание музыкального материала к теме: Н. Римский-Корсаков «Садко» (картина «Океан-море синее»), «Сказка о царе Салтане» (фрагмент), «Шехеразада» (1ч.) Обсуждение прослушанного. Доклады. 8. Картины грозы в музыке. Гроза как природное явление. Картины грозы в музыкальных произведениях разных жанров: симфонии, опере, инструментальном концерте. Л. Бетховен. Жанр симфонии в его творчестве. Основные образные сферы. Картины природы в Симфонии № 6 («Пасторальной»). Образы грозы в финале цикла. П. Чайковский. Сцена грозы в опере «Пиковая дама». Ее символическое значение. Музыкально-образное решение. А. Вивальди. Картина грозы из цикла «Времена года». Основные средства музыкальной выразительности. Практическая часть. Прослушивание музыкального материала к теме: Л. Бетховен «Пасторальная симфония № 6 (4-я часть «Гроза»), П. Чайковский «Пиковая дама» (сцена грозы из 1-ой картины), А. Вивальди «Времена года» («Летняя гроза»). Обсуждение прослушанного. Доклады. 9. Звуки живой природы. Обращение композиторов разных эпох к передаче образов живой природы. Голоса птиц в музыкальных произведениях. Средства музыкальной выразительности для их воплощения. Французские клавесинисты. Особенности стиля. Образы живой природы в их сочинениях. Романсы русских композиторов. К. Сен-Санс. Характеристика творчества. Цикл «Карнавал животных». Его композиция. Создание ярких музыкальных портретов. Особенности музыкального языка для характеристики каждого персонажа цикла. Практическая часть. Прослушивание музыкального материала к теме: Ж. Рамо «Перекликание птиц», «Курица», Л. Дакен «Кукушка», А. Алябьев «Соловей», М. Глинка «Жаворонок», П. Чайковский «Песнь жаворонка» из «Детского альбома», О. Мессиан «Экзотические птицы», К. Сен-Санс «Карнавал животных». Обсуждение прослушанного. Доклады. 10. Итоговое занятие. Подведение итогов. Контроль. Учебно-тематический план III год обучения Музыка и мы № Количество часов Название раздела Всего Теория Практика п/п 1 Вводное занятие 1 1 2 Портрет в музыке 2 1 1 3 4 5 6 7 8 Лирическая тема в музыке Образы грусти, печали в музыке Драматические образы в музыке Шутка, юмор в музыке Образы радости, торжества Заключение. Композиторы авторы музыки для детей. 9 Итоговое занятие Итого: 8 4 6 4 4 4 2 3 2 2 4 2 3 2 2 6 4 2 1 36 19 1 17 - Содержание программы III год обучения 1. Вводное занятие. 2. Портрет в музыке. Многообразие портретов в творчестве композиторов разных культур. Французские клавесинисты. Музыкальные портреты в их творчестве. Р. Шуман - автор ярких портретных характеристик. Фортепьянный цикл «Карнавал». История создания. Идея, композиция и драматургия. Богатство характеров в портретах Шумана. К. Дебюсси: особенности творчества. Цикл прелюдий. Программность. Практическая часть. Прослушивание музыкального материала к теме: Ф. Куперен «Сестра Моника», «Кумушка», «Таинственная»; Р. Шуман «Карнавал»; К. Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна». Обсуждение прослушанного. Доклады. 3. Лирическая тема в музыке. Лирическая тема - одна из основных в музыке. Богатство оттенков лирических образов. Лирическая тема на примере фортепьянной пьесы Л. Бетховена «К Элизе». Связь ее с личной жизнью композитора. Лирические образы в опере К. В. Глюка «Орфей и Эвридика». Краткое содержание оперы. Античный миф и его воплощение в музыке Глюка. Лирические образы в творчестве В. Моцарта. П. Чайковский - композитор-лирик. Тема любви Ромео и Джульетты в симфонической увертюре-фантазии П. Чайковского. Лирические образы в творчестве Ф. Шопена, сочетание их с темой Родины. Лирика в музыке С. Прокофьева. Опера «Война и мир». Лирические образы Наташи и Андрея. Роль мелодического начала в комплексе музыкально-выразительных средств. Практическая часть. Прослушивание музыкального материала к теме: В. А. Моцарт. Фортепьянный концерт № 23 (2-ая часть); Л. Бетховен «К Элизе»; И. Брамс. Симфония № 3 (3-я часть); П. Чайковский «Ромео и Джульетта»; К. В. Глюк. Мелодия флейты из оперы «Орфей и Эвридика» (2ое действие, 2-ая картина). Ф. Шопен. Вальс до-диез-минор; С. Прокофьев «Война и мир» (вальс си-минор из 2-ой картины). Обсуждение прослушанного. Доклады. 4. Образы грусти, печали в музыке. Печальные настроения в музыке для детей: программные пьесы Р. Шумана и А. Гречанинова. Хоральные прелюдии И. С. Баха. Круг их образов. Преобладание в них настроений печали, элегического размышления. Прелюдии Ф. Шопена. Контраст светлых и сумрачных настроений. Творчество В. А. Моцарта. «Реквием» как кульминация скорбно-трагических образов в музыке композитора. Краткая характеристика творчества Т. Альбинони. Основные произведения. Практическая часть. Прослушивание музыкального материала к теме: Р. Шуман «Первая утрата»; А. Гречанинов «Жалоба»; И. С. Бах. Хоральная прелюдия фа-минор; Ф. Шопен. Прелюдии №№ 4, 20; Б. Марчелло. Концерт для гобоя до-минор ( 2-ая часть); В. А. Моцарт «Реквием» (№№ 3, 7); Т. Альбинони. Адажио. Обсуждение прослушанного. Доклады. 5. Драматические образы в музыке. Драматические образы. Их характеристика. Тема борьбы в творчестве Л. Бетховена. Фортепьянные сонаты. Особенности жанра. Образное богатство. Увертюра «Эгмонт». Ее содержание. Конфликтная драматургия. Характеристика контрастных сфер. Драматические образы в музыке П. Чайковского. Симфонический жанр в творчестве Д. Шостаковича. Программные симфонии. Драматические образы в них. Практическая часть. Прослушивание музыкального материала к теме: Л. Бетховен. Сонаты № 8, 23, увертюра «Эгмонт»; П. Чайковский «Ромео и Джульетта» (разработка); Д. Шостакович. Симфония № 7 (1 часть, эпизод нашествия). Обсуждение прослушанного. Доклады. 6. Шутка, юмор в музыке. Юмореска как жанр фортепьянной миниатюры. Ее особенности. Наиболее яркие примеры этого жанра. Знакомство с творчеством А. Дворжака и С. Рахманинова. Сравнительная характеристика двух юморесок. Круг образов И. С. Баха. Место шутки, юмора в них. «Кофейная кантата». Ее содержание. Шутка, юмор в жанрах музыкально-театральной музыки. Комический образ Фарлафа из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила». Особенности передачи его характера. Шутливые образы балета «Сотворение мира» А. Петрова. Практическая часть. Прослушивание музыкального материала к теме: И. С. Бах «Шутка» (из сюиты си-минор); А. Дворжак «Юмореска»; С. Рахманинов «Юмореска»; М. Глинка «Руслан и Людмила» (2-ое действие, 2ая картина); А. Петров сюита из балета «Сотворение мира». Обсуждение прослушанного. Доклады. 7. Образы радости, торжества в музыке. Краткая характеристика жизни и творчества Ф. Шуберта. Светлые образы в его музыке. Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха». Содержание. Основные герои. «Богатырская симфония» А. Бородина. Программное содержание. Круг образов. Финал как итог развития. Симфония № 9 Л. Бетховена. Идея. Особенности образного решения. Ода «К радости» И. Ф. Шиллера как смысловое разрешение конфликта. Опера «Иван Сусанин» М. Глинки. Краткое содержание. Хоровой эпилог. Его роль в драматургии оперы. Практическая часть. Прослушивание музыкального материала к теме: Ф. Шуберт. «В путь», «Моя» (из вокального цикла «Прекрасная мельничиха»); А. Бородин. Симфония № 2 (4-ая часть); Л. Бетховен. Симфония № 9 (4-ая часть); М. Глинка. «Иван Сусанин» (4-ое действие, хоровой эпилог, возможен просмотр). Обсуждение прослушанного. Доклады. 8. Композиторы - авторы музыки для детей. Детские образы в музыке XIX-XX века. Интерес композиторов к циклам миниатюр. М. Мусоргский и его вокальный цикл «Детская». Фортепианный цикл «Детский альбом» П. Чайковского. Композиция. Круг образов. Р. Шуман «Альбом для юношества». Обращение композитора к юным музыкантам. Цели и задачи сборника. Детская музыка в творчестве Г. Свиридова и С. Прокофьева. Композиция и образное содержание. Детские образы в музыке Ж. Бизе и К. Дебюсси. Практическая часть. Прослушивание музыкального материала к теме: М. Мусоргский «Детская»; Ж. Бизе «Игры детей»; К. Дебюсси «Детский уголок»; П. Чайковский «Детский альбом»; Р. Шуман «Альбом для юношества»; С. Прокофьев «Детская музыка»; Г. Свиридов «Альбом пьес для детей». Обсуждение прослушанного. Доклады. 9. Итоговое занятие. Подведение итогов. Контроль. Методическое обеспечение программы 1. Характеристика методов, используемых в процессе реализации программы Программа опирается на следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский. В начале обучения доминирует объяснительно-иллюстративный метод: педагог рассказывает, показывает, а дети повторяют. По мере накопления музыкальных навыков начинают работать поисковый и исследовательский методы обучения. В связи с этим дети получают возможность самостоятельного поиска путей решения поставленной задачи, пробуют анализировать проделанную работу. На занятиях используются следующие методические формы и приемы: объяснение, рассказ, беседа, работа с литературой, прослушивание музыки, музыкальная викторина, подготовка сообщения по живописи, архитектуре, литературе, ведение тетрадей с конспектами, контрольные работы, тематические выставки рисунков, самостоятельные работы (ребусы, загадки, кроссворды), подбор и выучивание стихов наизусть, просмотр музыкальных передач, видеофильмов и художественных фильмов, демонстрирующих оперные и балетные спектакли. Для того чтобы данная программа была результативна, необходимо создать функциональный комфорт обучения. Группы формируются с учетом возрастных особенностей, уровня подготовки воспитанников. Занятия должны вызывать положительные эмоции, поскольку являются одним из условий творческой деятельности и важным регулятором психических процессов. Состояние, вызванное удивлением, заставляет хранить в памяти то, на что раньше не обращалось внимание. Усвоение новых знаний должно восприниматься детьми с удовольствием, так как любое однообразие, повторение одного и того же порождает монотонность и, вследствие этого, ослабление интереса к занятию. Вводить новый материал необходимо с учетом возрастных характеристик детей; так, на первом году обучения это происходит в игровой форме, через сказку, обсуждение любимых литературных героев. В последующие годы обучения постепенно повышается интеллектуальная нагрузка и дается возможность совершать «самостоятельные» открытия. На занятиях надо создать положительный настрой, доброжелательность, участие, чтобы каждый ребенок чувствовал, что он не безразличен педагогу. Необходимые санитарно-гигиенические условия и эстетичность оборудования кабинета также способствует эмоционально-творческому настроению и эффективному общению педагога и детей. Как правило, учебное занятие строится по следующему плану: 1. Опрос: выполнение домашнего задания (10-15 минут). Повторение материала, знание которого необходимо для продолжения работы по теме для более успешного освоения нового раздела. 2. Объяснение новой темы (25-30 минут). Объяснение новой темы сочетается с прослушиванием музыкального материала. 3. Закрепление нового материала и домашнего задания (5-10 минут). Акцент на наиболее важных моментах новой темы. Итог пройденного. Объяснение домашней работы, которая должна подготовить детей к активной работе на следующем занятии. Итоговое занятие. Повторение пройденного материала. Особо важное внимание следует уделить повторению тех тем, которые найдут дальнейшее продолжение в следующих годах обучения. Это: основные музыкальные жанры, средства музыкальной выразительности, музыка и театр, народная песня в произведениях русской классической музыки. Уже в процессе изучения перечисленных тем следует активизировать внимание детей на необходимость более внимательного и серьезного отношения к этому материалу. Основные теоретические сведения, новые термины надо закрепить в контрольной работе, вопросы которой будут сообщены предварительно. 3. Материально- техническое обеспечение программы Для успешной реализации программы необходимы: Оборудованный класс для групповых занятий. Фортепиано. Музыкальный центр. Видео - и DVD - плеер. Нотная Доски с музыкально-теоретическим материалом. Портреты композиторов. Доска для лучших детских рисунков. Телевизор. Печатные пособия (учебники, плакаты, ноты). доска. Список литературы 1. Аверьянова О. И. Отечественная музыкальная литература. - М.: Музыка, 2001. 2. Брянцева В. Н. Музыкальная литература зарубежных стран. М.: Музыка, 2002. 3. Большая энциклопедия музыки. - М.: АСТ. Астрель, 2006. 4. Жабинский К. А. Энциклопедический музыкальный словарь. - Ростов-наДону: Феникс, 200 5. Кирнарская Д. К. Классицизм. - М.: Росмэн, 2002. 6. Лагутин А. И. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе. - М.: Музыка, 2005. 7. Лисянская Е. Б. Музыкальная литература: методическое пособие. - М.: Росмэн, 2001. 8. Надолинская Т. В. На уроках музыки о литературе и искусстве. - М., 2005. 9. Осовицкая З. Е., Казаринова А. С. Музыкальная литература. - М.: Музыка, 2001. 10. Прохорова И. , Скудина Г. Музыкальная литература современного периода. - М.: Музыка, 2000. 11. Прохорова И. Музыкальная литература зарубежных стран. - М.: Музыка, 2001. 12. Смирнова Э. Русская музыкальная литература. - М.: Музыка, 2004. 13. Соколов А. С. Мир музыки в зеркале времен. – М.: Просвещение, 2008. 14. Тихонова А. И. Возрождение и барокко. - М.: Росмэн, 2003. 15. 140 балетных либретто. - Урал Л. Т. Д., 2001. 16. Камаева Н. В., Камаев А. Ф. Азартное сольфеджио. - М. , 2001. 17. Панова Н. В. Конспекты по элементарной теории музыки. - М. , 2004. 18. Царева Н. А. Уроки госпожи мелодии, 1 класс. Учебное пособие по предмету «Слушания музыки». М.: Росмэн, 2001. 19. Царева Н. А. Уроки госпожи мелодии, 2 класс. Учебное пособие по предмету «Слушание музыки». – М.: Росмэн, 2001. 20.Шорникова М.Музыкальная литература. Музыка, еѐ формы и жанры. Ростов-на-Дону, 2013 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)