Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств № 49» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА По учебному предмету Эстрадный вокальный ансамбль Срок обучения 4 года 2 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка • Методические рекомендации • Методические рекомендации к выработке основ ансамбля • Особенности детского певческого голоса • Подбор репертуара • Концертные выступления • Критерии оценки знаний и умений учащихся • Программные требования • Предполагаемые результаты II. Содержание учебного предмета • Учебно-тематический план младшей группы • Учебно-тематический план старшей группы III. Содержание программ • Содержание программы младшей группы • Содержание программы старшей группы IV. Формы и виды контроля V. Материально-техническое обеспечение VI. Список учебной и методической литературы 3 I. Пояснительная записка Музыкальное воспитание и образование является неотъемлемой частью общего процесса формирования гармонически развитой личности. Дополнительное образование выступает, как средство всестороннего развития личности, направленные на интересы ребенка, его социальную адаптацию в среде обитания. В процессе такого образования неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его личностного достоинства и это особенно важно, поскольку не все дети обладают одинаковыми способностями. Сердце каждого ребенка открыто для музыки, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя, и тогда, став частью его души, она поселится в нем навечно. В процессе пения воспитываются важные черты личности: воля, организованность, выдержка, чувство коллективизма. Программа предназначена для детей и подростков, заинтересованных в получении начальных навыков коллективного эстрадного пения и сценического поведения на эстраде и направлена на формирование и развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы ребенка. В современной эстрадной музыке вокальный ансамбль занимает очень важное место. Современные музыкальные стили отличаются не только гармоническим, мелодическим и ритмическим своеобразием, манерой исполнения, эстетикой и т.п., но и своими законами аранжировки. Так, в настоящее время участие «бэк - вокала» в концертных программах «звёзд» стало желательным, а вокальные подголоски в аранжировке множества стилей просто обязательны. Увы, появление и широкое распространение цифровой записи наряду с повышением качества звучания, одновременно снизило требования к профессиональному уровню музыкантов. При студийной работе (при записи альбомов) исполнители получили возможность не переписывать неудачную партию, а исправлять ошибки прямо на дисплее компьютера. Однако, требования к исполнителям популярной музыки вновь возрастают, в концертных выступлениях большое внимание уделяется именно «живому» звуку. Последовательность освоения техники вокального ансамбля определяет преподаватель в зависимости от уровня подготовки обучающихся и времени, необходимого для решения профессиональных задач. Приобретенные знания и навыки будут использоваться детьми в конкурсной и концертной деятельности, в певческой практике в быту и на досуге. В общеразвивающей общеобразовательной программе использованы материалы из книги Ветлугиной Н.А. «Методика музыкального воспитания в детском саду» (М.: Просвещение, 1982), методическая разработка для преподавателей ДМШ и ДШИ «Развитие певческого голоса у детей на начальном этапе обучения», Москва – 1990. 4 Цель программы: - поддержание традиций одной из распространенных форм коллективного музицирования, - привить навыки ансамблевого эстрадного пения, т.е. пения в группе, на котором построится все дальнейшее развитие вокального мастерства учеников; - формирование эстетической культуры ребенка в тесной связи с музыкально-художественным воспитанием; *Бэк (анг.back спина, задний) - вспомогательные голоса (один или более), используемые в качестве дополнительных украшений к основному солирующему голосу. Певцы «подпевки» обычно стоят за спиной солиста, сзади него, поэтому название и произошло от английского back. - бережное отношение к сохранению и дальнейшему развитию индивидуальности ребенка при активном использовании его творческого потенциала, возможностей и способностей в ансамбле; - улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов; - выработка способов преодоления индивидуальных недостатков семейного воспитания, неразвитости мотивации, воли и т.п.; - выявление вокальных способностей и творческих возможностей детей с целью дальнейшей профессиональной ориентации наиболее талантливых и одаренных из них в области вокального искусства, - формирование личностных качеств: трудолюбие, чувство ответственности, коллективной в том числе, творчество. • • • • • • • • • • Задачи программы: Развивать вокальные данные, слух, певческое дыхание, исполнительские приемы, Приобретение профессиональных певческих навыков, а также практических, актерских, исполнительских, необходимых для дальнейшей самостоятельной вокально-эстрадной деятельности, Научить ансамблевому исполнительскому мастерству, Научить детей петь технически грамотно, эмоционально и образно, Научить детей петь многоголосие: а) гармоническое, б) полифоническое, Работа над словом в песне, произношением, над певческой дикцией, артикуляцией, Научить исполнять песни, используя микрофон и фонограмму «минус один», Использовать межпредметные связи, Выработать у обучающихся потребность в вокальном исполнении на высоком художественном уровне на занятиях, мероприятиях, в быту, Воспитание инициативы, творческого отношения к делу, 5 • Научить детей разбираться в различных стилевых и жанровых особенностях музыки, а также вокального исполнительства. Оценивать ее эстетические, художественные и нравственные качества, • Воспитать у уч-ся эстрадные навыки поведения на сцене. Программные требования по классу «Эстрадный вокальный ансамбль» рассчитаны на средний уровень контингента обучающихся от 5 до 12 лет как с певческой практикой, так и без нее и охватывает многие отделения ДМШ. Образовательный процесс основывается на групповых занятиях. В зависимости от года обучения и возраста исполнительский состав коллектива делится на две группы: младшая и старшая. МЛАДШАЯ ГРУППА: • обучающиеся 5 – 8 лет СТАРШАЯ ГРУППА: • обучающиеся 9 – 12 лет Оптимальный состав групп - от 5 человек. Такое количество обучающихся необходимо для более тщательной проработки музыкального материала, более свободным подходом к разделению вокальных партий на голоса. Длительность занятий в младшей и старшей группах – 1 академический час в неделю, 34 часа в год. Продолжительность занятий 40 минут (1 урок). Сроки реализации программы по предмету «Эстрадный вокальный ансамбль» определяются в соответствии с учебными планами отделений. Методические рекомендации Формирование художественно-эстетических способностей начинается с выявлением индивидуальных задатков, склонностей детей и их способностей. Групповое обучение и воспитание обучающихся по классу «Вокальный ансамбль» осуществляется на основе репертуарного плана исполнительского коллектива, с обязательным учетом возрастных особенностей детей, в котором планируется и прослеживается развитие, как группы, так и каждого ее участника. Все технические вокальные навыки осваиваются учениками в виде упражнений, которые вырабатывают единую исполнительскую манеру, так как ансамбль - это единый коллективный исполнитель музыкального произведения. Именно этот вид инструктивного материала дает наибольший эффект, как для освоения технических элементов, так и приемов исполнения. Распевания должны быть не затянутыми по времени и содержательными, 6 направленными на решение определенных вокально-интонационных трудностей: - развитие звуковысотного слуха, - формирование чистоты интонации, - расширение диапазона голоса, - развитие технических навыков эстрадного пения, - овладение основными навыками дыхания, - правильной вокальной позиции, - чистоты интонации, - чистоты унисона, - чистоты пения гармонических интервалов в двухголосии; гармонических аккордов в трехголосии; - выстраивание звукового баланса между партиями; - расслаблению голосового аппарата. При воспитании чистой интонации в МЛАДШЕЙ ГРУППЕ надо вырабатывать необходимые вокальные навыки, учитывать возможности детского голоса: детям обычно удобно петь в диапазоне сексты «ре – до, ре» первой октавы, звучание более легкое, естественное; «до» первой октавы звучит тяжело, напряженно, на первых порах его надо избегать. В распеваниях необходимо использовать маленькие несложные народные песенки-попевки на одном звуке, постепенно расширяя интервальный состав мелодической линии, песенки на сопоставление мажора и минора, на восходящее и нисходящее движение мелодии, на движение мелодии по звукам тонического трезвучия. Каждый изученный и освоенный вокальный прием необходимо закреплять и совершенствовать на специально подобранном репертуарном материале, а затем приступать к освоению художественных, актерских задач. При разучивании произведений педагогу нужно стремиться раскрыть художественный образ песни, добиться того, чтобы он дошел до обучающихся, увлек его. Качественный и эмоциональный показ песни педагогом – это залог того, что учащиеся полюбят песню, будут петь охотно и выразительно. Правильное усвоение навыков и приемов исполнения - вот, в сущности, то, к чему сводятся усилия педагога и учеников. • • • • • Основными правилами работы с детскими голосами являются: строгое выдерживание естественного для каждого возраста диапазона, свободное от зажимов и форсировки пение, ограниченная динамика (в младшей группе), подбор доступного по содержанию и форме репертуара, непродолжительность (в младшей группе) и систематичность занятий. В области пения определяются следующие задачи: 7 • учить детей петь выразительно (ускоряя, замедляя и ослабляя звучание), правильно передавая мелодию, • брать дыхание перед началом пения и между фразами, удерживать его до конца фразы, • учить детей самостоятельно начинать и заканчивать песню, петь индивидуально и коллективно, • обучать детей первоначальным навыкам пения a capella на маленьких несложных песенках, • развивать мелодический, тембровый, звуковысотный, динамический ансамбль, • работать над культурой звука, прививать культуру исполнения, • формировать творческую активность. Чтобы стимулировать интерес к данному предмету педагогу необходимо применять различные формы и методы проведения урока: • слушание музыкального материала, • выразительное чтение текста песни, • разучивание мелодии вместе с текстом разными способами: самостоятельно начинать и заканчивать музыкальную фразу, исполнять песню по фразам, чередуя пение педагога и пение коллектива; • сольмизирование текста; • игра на фортепиано или синтезаторе мелодии песни тембрами различных инструментов, • самостоятельное исполнение, • исполнение песенного материала в микрофон, • игровое начало (в младшей группе), • доступность и наглядность. Для более успешного достижения целей и задач данной программы помимо посещения занятий по вокальному ансамблю, необходимо посещение индивидуальных занятий по эстрадному пению, сценическому движению. На занятиях по вокальному ансамблю педагогу необходимо использовать межпредметные связи по сольфеджио, танцевальному творчеству, жестикуляции, актерскому мастерству. Сотрудничество педагога по вокальному ансамблю должно быть максимально тесно с педагогами других дисциплин: от общих методических принципов до их воплощения в практической деятельности. Исполнительское мастерство помогает детям почувствовать содержание музыкальных произведений и передать в своем искреннем исполнении свое понимание, а также выражать свои чувства мимикой, жестами, движениями, стремиться вызвать эмоциональные реакции у тех, кто их слушает. Обязательны публичные выступления учеников на концертах, праздниках, отчетных концертах, на детских музыкальных фестивалях и 8 конкурсах, в которых практически проявляется общественно-полезный характер их музыкально - творческой деятельности. Практиковать публичные выступления следует с первого года обучения, по мере накопления исполнительских навыков и художественного репертуара. Методические рекомендации к выработке основ ансамбля История эстрадной музыки как самостоятельно оформившегося направления насчитывает около ста лет, хотя истоки её в России появились ещё в скоморошьих забавах. Если обратиться к истории певческой культуры России, то можно заметить явное преобладание ансамблевого многоголосного пения с элементами импровизации. Высочайшую культуру хорового исполнения следует отметить в афро-американском фольклорном стиле – спиричуэлсах. Современная популярная музыка основывается на «трёх китах» - джаз, рок и этническая составляющая (для России помимо народной песни и частушек, это ещё и романс, в т.ч. цыганский). Ансамбль - это уравновешенность, слитность и согласованность всех выразительных элементов ансамблевого звучания. Современным разновидностям ансамблей в эстраде и джазе сложно дать однозначное определение, это связано как с её постоянным развитием - появлением новых направлений, стилей и жанров, так и с отсутствием правил, регламентирующих авторскую и исполнительскую деятельность музыкантов. Самыми распространёнными на сегодняшний день являются следующие разновидности вокальных ансамблей: - унисонный ансамбль (ансамбль одноголосного пения); - ансамбль солирующего голоса с «бэк- вокалом»; - ансамбль нескольких солирующих голосов; - полифонический ансамбль (равновесие голосов в зависимости от тематического материала); - ансамбль солирующего голоса и инструмента (например, саксофона) - характерен для стилей джазовой музыки. Ансамблевое пение подразумевает органичное слияние индивидуальностей, умение каждого певца слышать свою партию и ансамбль в целом. Пение в ансамбле по своим ощущениям очень отличается от сольного. Если сольное пение- это, в основном, «горизонтальное мышление», то ансамблевое пение – это «объёмное, вертикальное мышление». И, как следствие, одной из самых сложных задач, становится проблема интонирования. Как правило, преподаватели эстрадного и джазового пения в ДШИ, кружках, студиях и т.д. имеют дело с детьми, совершенно различными по своим музыкальным и вокальным данным. Поэтому состав ансамбля и намечаемый к изучению репертуар необходимо согласовывать с педагогом по специальности (там, где класс ансамбля 9 ведётся другим педагогом). При этом необходимо учитывать индивидуальные способности каждого ученика, диапазон и характер (тембральную окраску) голоса. Для воспитания гармонического и мелодического слуха учащихся создано множество методик и упражнений: (Г.Шатковский, С.Миловский, В.Кирюшин, Д.Блюм, Г.Струве, Н.Морозов, О. Хромушин и др.). Особо следует остановиться на особенностях аккомпанемента в упражнениях. Гармония в эстрадной и джазовой музыке имеет свои особенности: широкое применение септаккордов и их обращений, аккордов нетерцового строения (с добавленными тонами, с задержанием и др.), альтерированные аккорды, полиаккорды, аккорды с блюзовыми нотами (пониженные III, VII, V ступени мажорной гаммы) и др. Поэтому концертмейстер (или сам преподаватель) класса «ансамбля» должен стараться как можно чаще и смелее применять в инструментальном сопровождении даже самых простых упражнений гармонические последовательности аккордов, типичных для эстрадно-джазовой музыки. Вокальную мелодическую линию желательно дублировать как можно реже. У всех без исключения участников ансамбля следует развивать навыки пения второго голоса (при двухголосии), а затем третьего, четвёртого и т.д. Навыки пения голоса, ведущего мелодию, мало способствуют интенсивному развитию гармонического слуха. А начинать работу в классе «Эстрадного вокального ансамбля» рекомендуется с пения в унисон, постепенно переходя к несложным дуэтам, ансамблям, пению по партиям и т.д. Особое внимание должно быть уделено работе над динамическим равновесием в ансамбле. Умение слышать звучание ансамбля в целом и звучание своей партии и партии партнёра представляет значительную трудность при пении в микрофон. Здесь полезно поработать без инструментального сопровождения (a’capella). Необходимо развивать у участников ансамбля умение анализировать тематический материал и распределять силу звучания в общей фактуре. Огромную пользу приносит запись на магнитофон с последующим анализом и выявлением «сильных и слабых» сторон исполнения. Для развития инициативности, смелости и творческого мышления, обучающимся можно предложить самим сочинить подголоски с учётом характера (мелодического и ритмического) основного напева. Все без исключения преподаватели- музыканты отмечают, что воспитание именно метро-ритмических ощущений у обучающихся представляет большую сложность. А ведь единство ритмического исполнения является одним из главных составляющих ансамбля. Из большого количества самых разнообразных упражнений можно выбрать те, которые подходят конкретно тому или иному ансамблю. 10 Очень интересны и полезны ритмические упражнения для ансамбля Н.А. Морозова: 1) Делим детей на группы (если их 4 и более человек). С одной группой отдельно отрабатываем трёхдольный метр (топ-хлопхлоп), с другой- четырёхдольный (топ-хлоп-хлоп-хлоп). -Работаем одновременно с двумя группами, получается своеобразная «полиметроритмия». -Усложняем задачу, убрав хлопки (считать про себя), оставив только шаги. -Прорабатываем более сложные сочетания ритмов, включая синкопы. 2). Музыкально-ритмическая игра. Каждой группе (голосу) даётся своя интонация, мотив или мелодия, которые нужно повторять в различных комбинациях (по очереди, одновременно) по руке преподавателя. На основе этой игры обучающиеся отрабатывают не только чистоту интонации, «ауфтакт», одновременное «снятие» звука, но и воспитывают динамическое равновесие и ритмическое единство исполнения. Ещё одной проблемой ансамбля в пении является проблема идентичности голосообразующих движений поющих на всех уровнях. Если дети будут петь разными артикуляционными движениями или, выражаясь фонетической терминологией, гласными разных объёмов и разной формы (открытость-закрытость), «широкой» дикцией, то ансамбля не будет. Поэтому идентичности фонетики следует уделить особое внимание. Тогда и звук, сохраняя индивидуальность каждого неповторимого голосового аппарата, приобретёт некое общее для всех поющих тембральное качество, и который даст ансамблевый суммарный тембр. При пении следует с большим вниманием отнестись к поэтическому тексту. Для этого необходимо выявить музыкально-слоговый ритм песни, который должен быть единым у всех певцов ансамбля. Помимо основного напева, необходимо учитывать тесситурное удобство голосов, выбирая наилучшую тональность для всех голосов), приёмы цепного дыхания, стилевые особенности данного многоголосия; добиваться плавности голосоведения. Опираясь на музыкально-слуховые восприятия, необходимо развивать у участников ансамбля координацию между слухом и голосом, добиваясь при варьировании естественности, осмысленности и красоты в мелодических линиях и сочетании их между собой. Особенности детского певческого голоса Детский голос обладает особыми качествами, отличными от качеств голоса взрослых. Голосовые связки у детей короткие и тонкие, звук в гортани слабый, преобладает головной резонатор. 11 Дети дошкольного возраста поют, как правило фальцетом. Их легкие малы по емкости – отсюда естественная ограниченность силы детского голоса. Диапазон составляет не больше октавы, а у малышей 3-4 звука. Поэтому при обучении детей пению педагогу необходимо: • Удерживать детей от громкого пения, особенно от длительного во время разучивания • Создавать спокойную обстановку при обучении, чтобы ребенок говорил без крика и пел естественным голосом • Обращать внимание на звуковой диапазон песен при выборе репертуара. У детей младшего школьного возраста сила голоса невелика, инд. тембры почти не проявляются. Ограничен и диапазон голоса, редко выходящий за пределы октавы («ре» I октавы – «до» II октавы). С 7 лет в голосовых складках начинается форсирование специальных вокальных мышц, которое полностью заканчивается к 12 годам. Голосовой аппарат в этом возрасте может работать как в фальцетном, так и в грудном режиме. Однако с позиции охраны голоса обучение должно быть щадящим. Целесообразно использовать фальцет и легкий микст. Этому голосообразованию соответствует легкое серебристое, преимущественно головное, звучание. Работу по организации звука нужно строить на игровой основе. Голоса детей 11-13 лет становятся более сильными, расширяется диапазон, проявляются различия в тембровой окраске. К 13 годам диапазон расширяется до октавы и децимы («до» I октавы – «ми, фа» II октавы). Мутация. (12-15 лет). Обучающиеся этого периода требуют особенно бережного отношения в дозировке пения т.к. их голосовой аппарат чувствителен к перегрузке. Основной характер голоса, как правило не меняется, однако в звучании может появиться осиплость и хрипы.У девочек следует избегать форсированного пения, а так же употребления твердой атаки, как постоянного приема звукообразования. Голоса девочек обретают полноценное звучание женского голоса. Он становится более сильным за счет укрепления медиума (медиум – средняя часть диапазона женского голоса). Наиболее целесообразным с точки зрения охраны голоса, будет свободное, эмоциональное, не вялое, но в меру активное пение, без форсировки звука. Известна и проблемаголоса мальчиков. В возрасте 12-14 лет у них начинается период скрытой, а затем острой мутации. Диапазон их голосов смещается вниз примерно на октаву, приобретают полутораоктавный диапазон натурального грудного звучания и сохраняет фальцетные возможности для верхнего участка диапазона выше переходных нот. Занятий в этот период можно не прекращать. Но, начинать впервые заниматься пением в мутационный период нецелесообразно. 12 Подбор репертуара Музыкальный материал для групп (ансамблей) подбирается из лучших образцов фольклора разных народов, произведений мировой музыкальной классики, из современных высокохудожественных произведений близких и понятных детям разного возраста, ведь именно такие музыкальные произведения способствуют воспитанию художественного вкуса у детей. В младшем возрасте хороши песни, содержащие в себе игровой момент, песни, построенные в форме вопроса-ответа. Прохождение песенного материала должно строиться по принципу от простого к сложному. Материал должен быть художественно интересным, убедительным, структурно ясным. Наряду с трудными сочинениями, требующими напряжения всех сил учеников, включается в план и более легкие для них, которые могут быть быстро разучены. В равной степени должны присутствовать песни с аккомпанементом педагога и фонограммой. Фонограммы для исполнения должны быть хорошего качества! Для младшего возраста рекомендуется использовать записи с прописанной мелодической линией или караоке, либо накладывать на звучание фонограммы «живое» исполнение мелодии на фортепиано или синтезаторе. Концертные выступления Учитывая специфику данного предмета, в целях реализации учебной программы, за учебный год запланировать 1-2 выступления на родительских собраниях или школьных концертах, в репертуар которых включается песенный материал по вокалу, сольфеджио, танцевальное творчество. На концерты привлекаются обучающиеся, осваивающие другой музыкальный инструмент. Критерии оценки знаний и умений обучающихся 1. Оптимальное соотношение исполняемого материала и индивидуальных особенностей развития обучающегося. 2. Общемузыкальные знания и вокальные навыки: • расширение музыкального кругозора (знакомство с произведениями различной стилевой направленности); • формирование художественного вкуса, понимания стиля, формы и содержания исполняемого произведения; • воспитание слухового контроля, исполнительской ответственности обучающихся; 13 • развитие гармонического и мелодического слуха как плодотворной основы для достижения положительных результатов в обучении; • приобретение и развитие многообразных навыков совместного исполнительства. 3. Стабильность исполнения. 4. Творческое, эмоциональное отношение к музыке и содержанию исполняемых произведений. 5. Культура сценического поведения. Программные требования 1-й год. На протяжении первого года обучения обучающиеся должны: • познакомиться с исполнительскими навыками пения в ансамбле; • работать над чистотой интонации; • добиваться плавного звуковедения; • постараться слышать себя и партнёров. В течение учебного года необходимо проработать с обучающимися 2-4 несложных ансамбля различных видов (унисонный, «бэк-вокал»). 2-й год. На протяжении второго года обучения обучающиеся должны: • работать над освоением исполнительских навыков пения в ансамбле: динамическое равновесие, ритмическое единство, единство дикционного звучания; • работать над чистотой интонации и умением слышать музыкальную вертикаль; • проявлять самостоятельность и творческую инициативу в работе над произведениями. В течение учебного года необходимо проработать с обучающимися 3-5 несложных ансамблей различных видов (включая полифонический). 3-й год. На протяжении третьего года обучения продолжается работа по закреплению полученных за предыдущие два года исполнительских навыков, а также над: • единой манерой исполнения; • более сложными ансамблями; • раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей произведения. 14 В течение учебного года необходимо проработать с обучающимися 2-4 ансамбля (включая ансамбль солирующих голосов). 4-й год. В течение учебного года следует обратить внимание на: • устранение имеющихся недостатков в исполнительских навыках; • совершенствование вокально-технических приёмов; • единую манеру исполнения; • ощущение стиля исполняемых произведений; • постановку концертных номеров средствами хореографии. На протяжении всех лет обучения допускается участие одного или более учеников в нескольких ансамблях. Предполагаемые результаты За весь период обучения ученик должен (в силу своих индивидуальных данных): • развить общий культурный и музыкальный уровень, сформировать музыкальный вкус, • расширить музыкальный кругозор путем исполнения вокальной музыки разнообразной по стилистике, • развить музыкальные способности (слух, ритм, память), • научиться владеть своим голосом, приобрести начальные вокальные навыки, развить чувство строя, ансамбля, • познакомиться с несложными полифоническими произведениями, • развить эмоциональные задатки, • используя сюжетно-образные движения и элементы танца, двигаясь в соответствии с характером музыки и текстом песни, учащиеся могут самостоятельно исполнить песню с сопровождением и без него, в ансамбле и индивидуально. 15 II. Содержание учебного предмета Учебно-тематический план МЛАДШЕЙ ГРУППЫ: • обучающиеся 5 – 8 лет. № п/ п 1. 2. 3. Наименование тем и разделов Певческая установка Кол-во учебных часов по годам обучения Младша 1-й 2-й 3-й я группа го го го д д д 2 2 2 2 Приобретение навыка певческого дыхания Звукообразование 4-й го д 2 8 8 6 6 6 6 6 6 6 6 4. Певческая артикуляция и тип гласного 4 4 4 4 4 5. Эмоциональный настрой 4 4 4 4 4 6. Дикция 4 4 4 4 4 7. Выработка единого звучания 6 6 8 8 8 34 34 34 34 34 ИТОГО: Учебно- тематический план СТАРШЕЙ ГРУППЫ: • обучающиеся 9 – 12 лет № п/ п 1. 2. Наименование тем и разделов Введение. Предмет «Ансамбль», его особенности. Различные виды, формы и жанры ансамблей. Формирование и развитие исполнительских навыков пения в ансамбле. Воспитание и развитие гармонического и мелодического слуха как основы «интонационного ансамбля». Кол-во учебных часов по годам обучения 1-й 2-й 3-й 4-й го го го го д д д д 4 4 4 4 5 5 5 5 16 3. 4. 5. 6. 7. Работа над динамическим равновесием в ансамбле. 5 5 5 5 Воспитание ритмического единства исполнения. 5 5 5 5 Работа над единством дикционного звучания. 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 34 34 34 34 Воспитание представления «темпового единства» в ансамбле. Работа над единой манерой исполнения. ИТОГО: III. Содержание программ Содержание программы МЛАДШЕЙ ГРУППЫ 1. Певческая установка. Положение корпуса и головы. Пение в сидячем положении. Распределение тяжести тела в положении стоя и сидя. 2. Приобретение навыка певческого дыхания. Формирование певческого вдоха (плавного и экономного), скорости вдоха. Дыхательные упражнения. Метод произнесения слов песни в ритме мелодии. Работа над качеством звука. 3. Звукообразование. Виды атаки звука. Соответствие видам атаки звука степени напряжения при голосообразовании. Способы звуковедения: staccato, legato, non legato, marcato. Тембровое звучание голоса. Работа над качеством звука. 4. Певческая артикуляция и тип гласного. Округление гласных, нейтрализация гласных. Речевая и певческая артикуляция. Положение гортани, степень открытия рта. Влияние гласных на тембровые качества звука. Значение типа гласного. 5. Эмоциональный настрой. Связь с художественным образом. Влияние эмоционального настроя на характер звучания голоса. 6. Дикция. Связь с содержанием исполняемого произведения. Работа над произношением гласных и согласных. Специфика произношения гласных. Работа над осмысленностью произношения текста. Работа над выразительностью слов в пении. 17 7. Выработка единого звучания. Выстраивание унисона. Отработка мягкой, но точной атаки звука. Развитие звуковысотного диапазона. Развитие динамического диапазона. Выработка подвижных нюансов, постепенного нарастания силы звука и его убывания. Примерные репертуарные списки: Младшая группа 5 – 8 лет. К.Костин А. Афанасьева Муз. Мишел Тело «Божья коровка» «Вот какая ёлочка» «Мы маленькие звёзды» (Бразилия), сл. Е. Архипова, исп. дет. хор «Великан» А. Козлова «Новый год, новый год, ёлка шарики, хлопушки» исп. Дет. хор «Великан» иИванушки International К. Костин «Три весёлых зайчика» И. Крутой «Первоклашка» М. Шаинский «Манная каша» М. А. Ермолов «Паравоз букашка» В. Канищев «Зореньки краше» Д. Тухманов «Виноватая тучка» Н. Луконина «Осень,осень» «Хоровод овощей» Дет. студия «Дельфин» «Гномики» Г. Гладков «Белые снежинки» Дет. студия «Волшебный микрофон» «Гномы – лилипутики» А. Филипенко «Урожай собирай» Е. Войтенко «Корова в гости шла» «Песенка для мам» А. Бабин Ю. Энтин Дет. студия «Улыбка» «Где водятся волшебники» «Горошинки цветные» «Мама – почемучка» 18 Р. Бронислав «Лягушачий хор» Театр песни «Талисман» «Песенка сладкоежек» Дет. студия «Великан» «Ягодки» Ю. Вережников «Бабушка» Д. Бабаджан «Ты не бойся мама» В. Володин «Закаляйся» Дет. студия «Барбарики» «Плакали зверушки» Ю. Чичкков «Родная песенка» И. Шевчук «Три желания» Ж. Колмагорова «Шалунишки» Дет. ансамбль «Весёлая компания» Автор неизвестен «Папа брось курить» «Моя семья» «Песенка о бабушке» «Становится весною» «Ложки деревенские» «Песочница» «Папе в день 8 марта» Содержание программы СТАРШЕЙ ГРУППЫ 1. Введение. Предмет «Ансамбль», его особенности. Различные виды, формы и жанры ансамблей. Формирование и развитие исполнительских навыков пения в ансамбле. Краткая история возникновения ансамблевого пения. Виды, формы и жанры ансамблей, особенности эстрадных и джазовых вокальных ансамблей. Особенности исполнительских навыков пения в ансамбле. 2. Воспитание гармонического и мелодического слуха как основы «интонационного ансамбля». Упражнения для вокального ансамбля. Слуховой контроль, умение слышать музыкальную вертикаль. 3. Работа над динамическим равновесием в ансамбле. Умение слышать звучание ансамбля в целом, звучание своей партии и партии партнёра(ов). Умение анализировать тематический материал и распределять силу звучания в общей фактуре. 19 4. Воспитание ритмического единства исполнения. Ритмические упражнения для вокального ансамбля. Соответствие «ауфтактов» (взятие дыхания), «снятия» (окончание) звуков темпу и характеру исполняемого произведения. 5. Работа над единством дикционного звучания. Работа над одинаковыми артикуляционными движениями. Работа над идентичностью фонетики. 6. Воспитание представления «темпового единства» в ансамбле. Идентичность составляющих элементов ансамблевого звучания: динамическое равновесие, ритмическое и дикционное единство, манера исполнения. 7. Работа над единой манерой исполнения. Тембровый подбор голосов. Работа над культурой звука. Примерные репертуарные списки: Старшая группа 9 – 12 лет. А. Варламов «Волшебная страна» М. Минков «Дорога добра» В. Шаинский «Взрослые и дети» «Пожалуйста не жалуйся» «Облака» «Если с другом вышел в путь» «Вместе весело шагать» «Когда мои друзья со мной» Е. Крылатов «Леной олень» А. Варламов «Подари улыбку миру» Дет. студия «Домисолька» «Это моя семья» А. Пинегин «Вечный двигатель» М. Минков «Старый рояль» Дет. студия «Великан» «Три кита» 20 Е. Комар «Мир без войны» Дет. студия «Непоседы» «Весна» О. Хромушин «Наш учитель самый лучший» Д. Тухмановой «Из вагантов» Е. Шмаков «Юнги» А. Ермолов «Любимая школа» «Гимн музыке» Д. Херман «Привет лето» Ю. Чичков «Родная песенка» Дет. студия «Дельфин» «Зажигаем звёзды» Театр песни «Талисман» «Музыка зовёт» И. Подстрелов «Пётр и феврония» Е. Зарицкая «Росиночка – Россия» А. Дёмин «Таинственный остров» Д. Тухманов «Аист на крыше» «Я люблю тебя Россия» К. Орбелян «Гляжу в озера синие» Дет. студия «Волшебный микрофон» «Какого цвета лето» «До чего дошёл прогресс» «Кабы не было зимы» В. Резников «Улетай туча» А. Ганичев «Завалинка» И. Дунаевский «Широка страна моя родная» О.Хромушин «Что такое лужа?» «Сколько Рус. нар. нас» «В деревне то было Ольховке» «Девка по саду гуляла» «Солдатушки, бравы ребятушки» О. Романенко и дет. студия «Волшебники двора» «Счастье килограммами» Автор неизвестен «Мой самый любимый папа» 21 «Баобаб» «Мамба» «Алёнушки» «Служи солдат» «9 мая» IV. Формы и виды контроля Следует учитывать, что приобретение знаний и умений происходит при коллективной оценке возможностей обучающихся, поэтому в течение всего учебного процесса педагог должен вести контроль за качеством знаний и посещаемостью как каждого обучающегося, так и коллектива в целом. Педагог обязан систематически выставлять текущие, четвертные и годовые оценки в журнал и дневник. Следить за выполнением домашних заданий, делать замечания и особые отметки в дневнике, проводить беседы, давать рекомендации и советы родителям. При выставлении итоговых оценок учитываются творческие выступления обучающегося. Годовая оценка выставляется с учетом годовой работы ученика и его продвижения, работы в классе и дома, дисциплины, восприятия замечаний педагога, участия в концертах, результатов экзамена. Сроки проведения экзаменов и зачетов по предмету «Вокальный ансамбль» определены учебным планом: Формы и виды контроля Сроки проведения В конце каждой четверти Текущий и промежуточный (опрос, контрольное занятие) Один раз в полугодие Итоговый (итоговые просмотры, показы) Определяются графиками Особые формы (конкурсы, фестивали и мероприятий на учебный т.д.) год V. Материально-техническое обеспечение Для реализации рабочей программы необходимо: • наличие контингента обучающихся; • профессиональный концертмейстер; • наличие кабинета, оснащенного музыкальными инструментами (клавишный синтезатор, фортепиано), компьютером, музыкальным центром; пюпитрами; • необходимое для исполнения вокальным ансамблем количество микрофонов; 22 • концертный зал с необходимым техническим оборудованием: акустической звуковоспроизводящей аппаратурой (колонки, усилитель, голосовая обработка, коммуникации); • музыкально – дидактический материал: фонограммы «минус» музыкальных композиций различных стилевых направлений; видеозаписи выступлений исполнителей различных стилевых направлений (классика, джаз, эстрада, народная музыка). VI. Список учебной и метадической литературы 1. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. Учебное пособие. М., Советский композитор, 1987 2. Виноградов Л. « Коллективное музицирование. Музыкальные занятия с детьми от 5 до 10 лет» СПб. Образовательные проекты 2008 . М: НИИ школьных технологий. 3. Исаева И. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей. М., Астрель, 2008 4. Бергер Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке.-СПб.: КАРО, 2004г. 5. Богусевич О.Б. Путешествие в мир импровизации: практ. пособие для детей сред. и ст. возраста. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2008г. 6. Боровик Т. Ритмы и рифмы. Сборник ритмодекламаций. Ч.1, ч.2 7. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг.-Серия «Мир медицины».-СПб.: Изд. «Лань»,2000г. 8. Каноны круглого стола. Составитель Е.Филимонова.- СПб.: Издательство «Союз Художников», 2003г. 9. Миловский С.А. Распевание на уроках пения. М., «Музыка», 1977г. 10.Морозов В.П. Вокальный слух и голос. М.-Л, 1965г. 11.Оськина С.Е., Парнес Д.Г. Музыкальный слух. Теория и методика развития и совершенствования.М.: АСТ,2005г. 12.Поплянова Е. Игровые каноны на уроках музыки. Изд. Центр Владос. 13.Сухин И.Г. Веселые скороговорки для «непослушных» звуков. – Ярославль.: Академия развития, 2005. 14.Хромушин О. Джазовое сольфеджио. 3-7 классы ДМШ (2-я редакция). – СПб.: Изд. «Композитор», 2001-2002г. 15.Чугунов Ю. Гармония в джазе. –М.: Изд. «Советский композитор», 1985г. 16.Шатковский Г.И. Развитие музыкального слуха.- М.: Музыка, 1996г. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Сертификат 603332450510203670830559428146817986133868575878 Владелец Доценко Татьяна Ивановна Действителен С 25.02.2021 по 25.02.2022 ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Сертификат 603332450510203670830559428146817986133868575878 Владелец Доценко Татьяна Ивановна Действителен С 25.02.2021 по 25.02.2022