ДПОП в области музыкального искусства "Фортепиано". Предметная область ПО.02. Теория и история музыки. Программа по учебному предмету ПО.02.УП.02. Слушание музыки

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств № 49»

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная
программа в области музыкального искусства
«ФОРТЕПИАНО»

Предметная область
ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ

программа по учебному предмету

ПО.02.УП.02.СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
I.

Пояснительная записка


Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном
процессе;



Срок реализации учебного предмета;



Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного;



учреждения на реализацию учебного предмета;



Форма проведения учебных аудиторных занятий;



Цель и задачи учебного предмета;



Обоснование структуры программы учебного предмета;



Методы обучения;



Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

II.

Учебно-тематический план

III.

Содержание учебного предмета


Сведения о затратах учебного времени;



Годовые требования. Содержание разделов;



Самостоятельная работа обучающихся.

IV.

Требования к уровню подготовки обучающихся

V.

Формы и методы контроля, система оценок
 Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
 Требования к промежуточной аттестации;
 Критерии оценки.

VI.

Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам.

VII.

Список рекомендуемой учебной и методической литературы

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Слушание музыки» является обязательной частью
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Фортепиано»
в области музыкального искусства.
Место

предмета

в

структуре

дополнительной

предпрофессиональной

общеобразовательной программы в области музыкального искусства: ПО.02.Теория и
история музыки: УП.02. Слушание музыки.
Программа разработана в соответствии с ФГТ на основе программы Лисянской Е.Б. и
учебного пособия по музыкальной литературе под редакцией З. Осовицкой., А.
Казариповой, а также авторской программы Н.П.Коляденко «Слушание музыки» для
музыкального колледжа НГК(а) имени М.И.Глинки.
Предмет

«Слушание

музыки»

является

неотъемлемой

частью

музыкально-

исторических дисциплин, даёт возможность приобщить детей к мировому музыкальному
искусству с начального этапа обучения в ДШИ. Слушание музыки позволяет развить
эмоциональность, отзывчивость на музыкальные звуки, способность выразить свои
впечатления от музыки словами, что в конечном итоге способствует духовному
совершенствованию ребенка и развитию его интеллекта.
В тесной связи с другими предметами – эта дисциплина способствует формированию
музыкального вкуса и культуры эстетического восприятия музыки, расширению общего
кругозора обучающегося, накоплению музыкального багажа знаний, а также развитию
музыкально – литературного лексикона обучающихся.
Предмет « Слушание музыки » является подготовительной ступенью к предмету
«Музыкальная литература (зарубежная и отечественная)».
Программа учебного предмета может быть использована в ДШИ (ДМШ).
Срок реализации учебного предмета
Освоение предмета «Слушание музыки» осуществляется согласно учебному плану
- с 1-го по 3-й год обучения . Занятия проводятся 1 академический час в неделю.
Объем учебного времени
Максимальная учебная нагрузка обучающегося по предмету «Слушание музыки»147 часов, в том числе: аудиторной учебной нагрузки 98 часов;
самостоятельной работы обучающегося 49 часов.
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Форма занятий - мелкогрупповые.

Цели учебного предмета
 Создание условий для художественного образования, эстетического воспитания,
духовно-нравственного развития детей;
 формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков,
позволяющих

в

дальнейшем

осваивать

основные

профессиональные

образовательные программы в области музыкального искусства;
 выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в
соответствии с программными требованиями учебной информации,
 формирование творческой личности, обладающей эстетическими взглядами,
художественным вкусом,
 пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
Задачи учебного предмета
 дать первоначальные знания о музыке, как виде искусства, ее основных
составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских
коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;
 сформировать способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе
восприятия музыкального произведения;
 научить анализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного
музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего
жизненного опыта или произведениями других видов искусств;
 научить планировать свою домашнюю работу, осуществлять самостоятельный
контроль за своей учебной деятельностью.
Обоснование структуры программы учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты
работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки обучающихся;

освоение учебного

 формы и методы контроля, система оценок;
 методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
Формы и методы обучения
В работе над реализацией задач программы учебного предмета «Слушание музыки»
используются следующие формы и методы обучения:
Формы работы:
 слушание музыки;
 освоение теоретического материала;
 беседа;
 просмотр видеоматериала, слайдов, репродукций;
 викторина;
 творческие, игровые задания (лото, кроссворды, сочинения, рисунки);
 музицирование.
Виды уроков:
 урок – беседа;
 урок – игра;
 урок – обобщение;
 контрольный урок.
Методы:
 словесный;
 наглядный;
 практический;
 проблемно- поисковый;
 аналитический;
 метод наведения на слух.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
Для реализации программы учебного предмета «Слушание музыки» необходимо наличие
специального класса, оснащенного следующим оборудованием и материалами:
 наличие технических средств (музыкального центра, видеоаппаратуры);
 фоно, аудио, диско, видеотеки;
 фортепиано;
 наглядные пособия.
 столы и стулья .

 учебно-методическая литература (учебники, хрестоматии)
 наглядные пособия (таблицы, рисунки, карточки и т. д.)
 классная доска
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1.
2.
3.

4.
5.

6.

7.
8.
9.
10.

11.
12.

13.

Первый класс
I четверть
урок-беседа

Как говорит музыка?
Музыкальный язык.
урок-беседа
Понятие о выразительных возможностях мелодии, лада, ритма, гармонии и т.д.
Изменение характера произведения от
урок-игра
изменения лада, ритма, темпа и т.д.
Обобщение пройденного за I четверть
контр.урок
II четверть
Образное содержание тем и
урок-игра
особенностей музыкальной речи.
Типы фактуры.
урок-беседа
Обобщение пройденного за II четверть
контр.урок
III четверть
Как строится музыкальная форма?
урок-беседа
Основные принципы развития музыки:
повторность, контраст, варьирование,
секвентность.
Период. Одночастная форма.
урок-беседа
Куплетная форма.
урок-беседа
Двухчастная форма.
Простая трёхчастная форма.
урок-беседа
Простые вариации.
урок-беседа
Обобщение пройденного за III четверть
контр.урок
IV четверть
урок-беседа
«Первичные» жанры музыки - песня,
танец, марш.
Народная песня прошлого. Виды песен:
урок- игра
колыбельные, детские игровые песни,
прибаутки, плясовые, шуточные
хороводные песни.
урок-беседа
Европейские танцы 18-19 вв.: менуэт
гавот, вальс, полька.

Аудиторные
занятия

Самостоятельная
работа

Наименование темы

Вид
учебного
занятия

Максимальная
учебная
нагрузка

№ раздела

Общий объем времени в
часах

1.5

0.5

1

7.5

2.5

5

1.5

0.5

1

1.5

0.5

1

7.5

2.5

5

3
1.5

1
0.5

2
1

6

2

3

1.5
1.5

0.5
0.5

1
1

1.5
1.5
1.5

0.5
0.5
0.5

1
1
1

3

1

2

4.5

1.5

3

3

1

2

Обобщение пройденного за IV четверть

контр.урок

ИТОГО:

1
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.

1.5.
1.6.

2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.

3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
3.7.

3.8.
3.9.
3.10
3.11
3.12

Второй класс
I четверть
Освоение элементов музыкального
языка на более высоком уровне.
Музыка начинается с мелодии.
урок-беседа
Мелодическая линия.
О колорите и динамике.
урок-игра
Речитатив и кантилена в музыке.
урок-игра
Гармония и форма в музыке. Роль
урок-беседа
гармонии в формо-образовании
сонатного allegro.
Фактура и фактурное развитие.
урок-беседа
Полифония. Виды:
урок- беседа
а) подголосочная
б) контрастная
в) имитационная
Обобщение пройденного за I четверть
контр.урок
II четверть
Музыка и слово в фольклоре.
Обрядовые песни:
урок-беседа
Былины и исторические песни.
урок-беседа
Лирические песни.
урок-беседа
Русские народные песни в обработке
урок-беседа
русских композиторов-классиков.
Обобщение пройденного за II четверть
контр.урок
III четверть
Музыкальные инструменты
Инструменты симфонического
урок-беседа
оркестра. Струнная группа. Скрипка.
Альт. Виолончель.Контрабас
урок-беседа
Деревянно-духовая группа. Флейта.
урок-беседа
Гобой. Кларнет.Фагот.
урок-беседа
Медные духовые инструменты. Труба.
урок-беседа
Валторна. Тромбон. Туба.
урок-беседа
Симфоническая сказка С.Прокофьева
урок«Петя и волк»
практикум
Обобщение пройденного за III четверть
контр.урок
IV четверть
Ударные инструменты.
урок-беседа
Бубен. Кастаньеты.
Ксилофон. Колокольчики.
урок-беседа
Там-там. Колокола.
урок-беседа
Орган и духовная музыка.
урок-беседа
Фортепиано, клавесин
урок-беседа

1.5

0.5

1

48

16

32

1.5

0.5

1

1.5
1.5

0.5
0.5

1
1

1.5

0.5

1

1.5

0.5

1

3

1

2

1.5

0.5

1

4.5
3
1.5
1.5

1.5
1
0.5
0.5

3
2
1
1

1.5

0.5

1

1.5

0.5

1

1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
3

0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
1

1
1
1
1
1
2

1.5

0.5

1

1.5

0.5

1

1.5
1.5
1.5
1.5

0.5
0.5
0.5
0.5

1
1
1
1

3.13

Арфа.
Обобщающий урок
по теме «Музыкальные инструменты»
Контрольный урок

урок-беседа
урокпрактикум
контр.урок

ИТОГО:

1.5
1.5

0.5
0.5

1
1

1.5

0.5

1

49,5

16,5

33

1.5
4.5

0.5
1.5

1
3

1.5
1.5
1.5
1.5

0.5
0.5
0.5
0.5

1
1
1
1

1.5

0.5

1

3
3

1
1

2
2

1.5
1.5
1.5

0.5
0.5
0.5

1
1
1

3
1.5
3
3
1.5
1.5

1
0.5
1
1
0.5
0.5

2
1
2
2
1
1

3

1

2

3

1

2

3
1.5
1.5

1
0.5
0.5

2
1

49.5

16.5

33

Третий класс
I четверть
1.
2.
3.
4.
5.

6.
7.
8.
9.
10.

Жанры музыки.
Что такое жанр в музыке?
урок-беседа
Взаимодействие вокальных и
урок-беседа
инструментальных жанров.
Эпос. Баллада. Рапсодия.
урок-беседа
Жанры виртуозной музыки.
урок-беседа
Программная музыка.
урок-беседа
Обобщение пройденного за I четверть
контр.урок
II четверть
Старинные танцевальные жанры.
урок-беседа
Гавот. Бурре. Павана.
Старинная сюита.
урок-беседа
Танцы народов мира (Италия, Испания,
урок-беседа
Венгрия, Норвегия)
Русские народные танцы.
урок-беседа
Марши.
урок-беседа
Обобщение пройденного за II четверть
контр.урок
III четверть
Музыкально-театральные жанры.

11.
12.
13.
14.
15.

16.
17.
18.

урок-беседа
Театральный спектакль. Музыка к
кинофильмам, мультфильмам.
Оперетта.
урок-беседа
Опера.
урок-беседа
Балет.
урок-беседа
Моделирование оперы- сказки
урок-игра
Обобщение пройденного за III четверть
контр.урок
IV четверть
Сонатно-симфонический цикл.
Сонатная форма.
урок-беседа
Сонатный цикл.
Симфония
урок-беседа
Вокально-инструментальные жанры.
Оратория. Месса Реквием.
урок-беседа
Обобщающий урок по жанрам.
урок-игра
Зачет
контр.урок
ИТОГО:

III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 класс
I четверть
Урок №1

Как говорит музыка? Музыкальный язык.

В этой теме определяется своеобразие музыкального языка в сравнении с литературой,
изобразительным искусством. Слово в литературе, цвет и рисунок в изобразительном
искусстве – это специфический материал данных видов искусств. В музыке таким
материалом является звук, создающий сложный мир музыкальных интонаций.
Музыкальный материал:
П. Чайковский «Спящая красавица» (интродукция)
Уроки №2-6 Понятие о выразительных возможностях мелодии лада, ритма и т.д.
Цель - дать представление об элементарных средствах выразительности.
Мелодия. Лад. Ритм. Динамика. Темп.
Анализ пьес с каким- либо одним преобладающим элементом выразительности.
Закрепление элементов муз.языка. Формирование элементарных представлений о
строении музыкальной речи: мотив, кульминация, каданс, фраза, предложение.
Музыкальный материал:
П. Чайковский «Детский альбом» (пьесы по выбору)
К. Сен-Санс «Карнавал животных» (пьесы по выбору)
С. Прокофьев «Детская мазурка» (пьеса по выбору)
Крылатов «Крылатые качели» (пьеса по выбору)
В. Гаврилин «Мама»
И.С. Бах Прелюдия С-dur «Х.Т.К.»
Г. Свиридов «Весна и осень»
Урок №7 Изменение характера произведения от изменения лада, ритма, темпа,
динамики.
Определение учащимися элемента, который изменен педагогом при исполнении. При
этом необходимо вызвать активность учащегося в определении изменённого элемента
музыкального языка, а не давать уже готовые формулы.
Музыкальный материал:
Н. Островский «Солнечный круг» или другие знакомые песни по выбору педагога.
П. Чайковский «Детский альбом»
Урок№8 Обобщение пройденного за I четверть. Контрольный урок.
Музыкальная викторина по пройденным произведениям.

II четверть
Уроки №9-13 Образное содержание тем и особенности музыкальной речи.
Музыкальные образы пьес. Характер тематизма. Особенности развития. Элементы
музыкальной речи. И их роль в создании образа пьес. Содержание пьес по специальному
инструменту.
Музыкальный материал:
Э Григ сюита «Пер Гюнт»
Р. Вагнер «Валькирии», «Полёт Валькирий»
Пьесы по специальному инструменту.
Уроки №14-15 Типы фактуры
Понятие фактуры. Разновидности фактур.
1.Гомофонно-гармоническая
а) мелодия с аккордовым сопровождением;
б) аккордовая фактура;
в) унисонная фактура
2.Полифоническая фактура
а) подголосочная
б) контрастная
Музыкальный материал:
Э Григ сюита «Пер Гюнт»
Произведения по специальному инструменту.
Урок№8 Обобщение пройденного за II четверть. Контрольный урок.
Музыкальная викторина по пройденным произведениям.

III четверть
Уроки №17-19 Как строится музыкальная форма? Понятие темы.
Основные принципы развития музыки.
Понятие музыкальной формы. Причины образования музыкальных форм.
Простейший принцип для создания музыкальной формы есть повторность или
периодичность. Роль контраста в создании богатого,разнообразного содержания музыки.
Видоизменённая повторность. Создание образа с помощью вариационного развития темы.
Создание образа с помощью секвентного развития темы.

Музыкальный материал:
П. Чайковский «Детский альбом» («Камаринская», «Русская песня»)
М. Глинка «Камаринская»
Н.А. Римский-Корсаков «Шахерезада» (1 часть. Тема моря)
М. Глинка увертюра к опере «Руслан и Людмила».,
«Былина о Садко»
Г. Гендель Пассакалия
Ф. Шопен Ноктюрн № 2
Русские народные песни из программы по сольфеджио.
Произведения по специальному инструменту.
Урок №20 Период. Одночастная форма.
Интонация - основной строительный материал музыкальной ткани. Связь музыкальной
интонации с интонациями человеческой речи. В работе под формой периода можно
использовать пройденные ранее отрывки, рассматривая их как часть целого. Отдельные
элементы формы - фразы, период, предложения уже рассматривались ранее. Закрепление
знаний, полученных на уроках сольфеджио и специальности. Определение окончания
периода,структуры в предлагаемых педагогом произведениях. Роль формы в
характеристике образа.
Музыкальный материал:
П. Чайковский «Детский альбом»
С. Прокофьев «Детская мазурка»
Ф. Шопен Прелюдия А-dur, с-moll.
Произведения по специальному инструменту.
Урок №21 Куплетная форма. Запев. Припев. Двухчастная форма.
Значение и достоинство куплетной формы: её доступность, легкость, восприятие.
Строение куплета - запев, припев как предпосылка формирования двухчастной формы.
Музыкальный материал:
Песни знакомые детям по кино и мультфильмам.
Песни, исполняемые в классе сольфеджио, вокала.
Урок №22 Трехчастная форма.
Определение частей. Роль репризы. Роль повторности и контраста в трёхчастной форме.
Отличие трехчастной формы от репризной двухчастной.

Музыкальный материал:
П. Чайковский «Детский альбом»: Неаполитанская песня.
С. Прокофьев «Детская музыка»
Песни и произведения из репертуара уч-ся, исполняемых в классе вокала, сольфеджио,
специальности.
Урок№23 Простейшие вариации.
Элементарные способы варьирования мелодии на примерах р.н.п., исполняемых в классе
сольфеджио.
Музыкальный материал:
П. Чайковский «Детский альбом»: Камаринская.
Песни и произведения из репертуара уч-ся, исполняемых в классе вокала, сольфеджио,
специальности.
Урок№24 Обобщение пройденного за III четверть. Контрольный урок.
Выполнение контрольной работы (графическое конструирование различных
музыкальных форм).
IV четверть
Уроки №25-26 Основные жанры в музыке: песня, танец, марш.
Понятие жанра. «Первичные» жанры, их прикладное, бытовое значение. Характерные
музыкальные ритмоформулы, элементы выразительности, содержание, форма.
Музыкальный материал:
Чайковский «Детский альбом»: марш деревянных солдатиков, вальс, мазурка,
французская песенка.
Уроки №27-29 Народная песня прошлого. Виды песен.
Знакомство с русским фольклором, его истоками. Протяжные, лирические песни,
хороводные, плясовые. Обращение к детскому музыкальному фольклору: колыбельные,
прибаутки, считалки, дразнилки. Фольклор в профессиональном творчестве.
Музыкальный материал:
Русские народные песни: «Во поле береза стояла», «Ах, вы сени», В.Гаврилин, Й.Брамс
Колыбельная. Прибаутки, считалки дразнилки из сборников народных песен (по выбору)

Уроки №30-31 Европейские танцы 18-19 в.в.
Менуэт, гавот, вальс, полька. История танцев, их значение в классической
музыке. Характерные жанровые черты: мелодика, ритм.
Музыкальный материал:
И. Штраус. Вальсы
Ф. Шопен. Вальсы
В. Моцарт. Менуэты
Ж. Люлли. Гавот d-moll
С. Прокофьев. Гавот из «Классической симфонии»
П. Чайковский. Полька из «Детского альбома»
М. Глинка. Полька
Произведения исполняемые в классе специальности.
Урок №32 Обобщение пройденного за IV четверть. Контрольный урок.
Музыкальная викторина.
2 класс
Задача второго класса - продолжение изучения элементов выразительности
музыкального языка, фактуры, формы.
Подробное изучение жанров русского народного фольклора. Углублённые знания о
танцевальных и песенных жанрах. Знакомство с инструментами различных составов.
I четверть
Урок №1 Музыка начинается с мелодии. Мелодическая линия.
Повторение важнейших элементов музыкального языка. Интонационная природа
музыки. Виды интонации. Взаимосвязь мелодической линии, динамики, метра, ритма.
Анализ произведений в сочетании всех элементов музыкального языка.
Музыкальный материал:
М. Мусоргский. Песня «Исходила младешенька из оперы «Хованщина»
Х. Глюк. Мелодия из оперы «Орфей»
Ф. Шопен. Ноктюрны
С. Прокофьев. Симфония № 7
Произведения по специальности.

Урок №2 О колорите и динамике.
Значение динамики в передаче чувств, развитии мелодической линии. Роль тембрового
колорита в развитии мелодии.
Музыкальный материал:
М. Равель. Болеро
К. Дебюсси «Празднества»
Э. Григ. «В пещере горного короля»
Х. Глюк. Мелодия из оперы «Орфей»
Д. Верул. Марш из оперы «Лиза»
П. Чайковский. Симфония № 6 (Главная партия)
С. Рахманинов. Концерт для ф-но с оркестром № 2
Урок №3

Речитатив и кантилена в музыке.

Понятие речитатива и кантилены. Выразительные возможности мелодии. Использование
речитатива в мелодиях, где важно донести детали сюжета, ход событий, характер героев.
Кантилена как средство обобщенной передачи образа Понятие вокальной и инструментальной кантилены.
Музыкальный материал:
М. Мусоргский. Цикл песен «Детская»
М. Глинка. «Ночной смотр»
С. Рахманинов. «Вокализ»
Ф. Шопен. Ноктюрн B-dur.
Произведения, исполняемые в классе специальности.
Урок №4 Гармония и форма в музыке.
Роль гармонии в создании музыкальной формы. Гармония как основа слухового
ощущения завершенности и незавершенности музыкального произведения. Ее роль в
формообразовании сонатного allegro.Тональная устойчивость экспозиции сонатной
формы в противовес неустойчивости в разработке. Роль каденции в гармонии. Виды
каденций. Тональное соотношение главной и побочной партий в сонатной форме.
Музыкальный материал:
В. Моцарт. Симфония № 40
И. Гайдн. Соната Ре-мажор
Произведения, исполняемые в классе специальности.

Урок №5 Факт ура и фактурное развитие.
Роль типа изложения музыкального материала и фактуры в формообразовании.
Связь гармонического развития с развитием фактуры.
Музыкальный материал:
Н. Римский-Корсаков. Свадебная песня из оперы «Сказание о невидимом городе Китеже».
К. Дебюсси. «Кукольный кок-уок».
Г. Свиридов. Кантата «Снег идёт»
Ф. Шуберт. «Вечерняя серенада»
Произведения, исполняемые в классе специальности.
Уроки №6-7 Полифония. Ее виды.
Разновидности полифонии:
а) подголосочная
б) контрастная
в) имитационная
Углубление знаний о подголосочной и контрастной полифонии. Знакомство с
имитационно полифонией.
Музыкальный материал:
Русские народные песни: «Ой, да ты, калинушка», «Снеги белые, пушистые».
Н. Римский-Корсаков. «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом Китеже».
И.С. Бах. Двухголосные инвенции.
Произведения, исполняемые в классе специальности.
Урок №8 Обобщение материала, пройденного за I четверть. Контрольный урок.
Музыкальная викторина.
II четверть
Музыка и слово в фольклоре
Уроки №9-11 Обрядовые песни.
Роль народного творчества в мировой музыкальной культуре.
Обрядовые песни: а) календарные; б) бытовые обрядовые песни.
Изучение календарных песен в связи с языческими верованиями древних славян.
Архаичность календарных песен. Трудовые песни. Жанровая специфика свадебных песен.

Уроки №12-13 Былины и исторические песни.
Былины и исторические песни - с подлинными событиями, их героями. Черты эпического.
Урок №14 Лирические песни.
Образ русской крестьянки в жанре лирической протяжной песни. Характерные темы и
образы.
Урок №15 Русские народные песни в обработке русских композиторов-классиков.
Традиции собирательства русских народных песен: Львов, Прач, Балакирев, РимскийКорсаков. Русская народная песня в опере.
Музыкальный материал:
Календарные песни: колядки, веснянки, свадебные.
Былины о Садко, об Илье Муромце, о Добрыне, о «Вольге и Микуле».
Исторические песни: «Как за речкою да за Дарьею».
Лирические песни: «Лучинушка», «Не одна во поле дороженька»,
«Степь да степь кругом».
Городские песни: «Среди долины ровная»
Н. Римский-Корсаков. Народные песни из опер «Сказание о невидимом городе Китеже»,
«Снегурочка», «Садко»
М. Глинка. «Камаринская»
М. Мусоргский. Оперы «Хованщина», «Борис Годунов»
А. Бородин. Опера «Князь Игорь» (плач Ярославны)
П. Чайковский. Концерт для ф-но с оркестром (финал) финал симфонии № 4.
А. Ладов. Обработки русских народных песен.
М. Глинка. Вариации на тему «Среди долины ровные».
Урок №16 Обобщение по теме «Музыка и слово в фольклоре». Контрольный урок.
Музыкальная викторина.

III

четверть

Музыкальные инструменты
Урок №17 Инструменты симфонического оркестра. Струнная группа. Скрипка.
Краткие сведения по музыкальной аккустике. Происхождение струнных смычковых.
Старинные мастера. Скрипка. Устройство. Технические возможности.

Музыкальный материал:
Г.Свиридов. Романс из к/ф «Метель»
Урок №18

Альт. Виолончель. Контрабас.

Устройство. Технические и художественные возможности инструментов.
Музыкальный материал:
Г.Берлиоз «Гарольд в Италии»
А.Рубинштейн Мелодия
К.Сенс-Санс «Слон танцует» из цикла «Карнавал животных»
Урок №19 Деревянно-духовая группа. Флейта.
Устройство. Технические и художественные возможности инструмента.
Музыкальный материал:
И.С.Бах. Шутка.
Урок №20

Гобой. Кларнет. Фагот.

Устройство. Технические и художественные возможности инструментов.
Музыкальный материал:
М. Равель. Пьеса в форме хабанеры.
В.Моцарт. Концерт для кларнета с оркестром A-dur ,1 часть,экспозиция
С.Прокофьев. Петя и волк (Дедушка)
Урок №21

Медные духовые инструменты. Труба.

Устройство. Вентильный механизм. Технические и художественные возможности
инструмента.
Музыкальный материал:
П.Чайковский Неаполитанский танец.
Урок №22 Валторна. Тромбон. Туба.
Из истории создания инструментов. Устройство. Технические и художественные
возможности инструментов.
Музыкальный материал:
В.Моцарт Концерт для валторны с оркестром№4
С.Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта»:Монтекки и Капулетти.

Уроки №23-24 Симфоническая сказка С.Прокофьева «Петя и волк»
Взаимодействие музыкальных тембров. Тембр и образ.
Музыкальный материал:
С.Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»
Урок №25 Обобщающий урок по теме «Музыкальные инструменты».
Контрольный урок.
Тембровая викторина.
четверть

IV

Урок №26 Ударные инструменты. Бубен и кастаньеты.
Инструменты с определенной и неопределенной высотой звука. Идеофоны. Устройство.
Приемы игры. Художественное значение в симфонической музыке.
Музыкальный материал:
П.Чайковский. Испанский танец из балета «Лебединое озеро»
Урок №27

Ксилофон, колокольчики.

Устройство. Приемы игры. Художественное значение в симфонической музыке.
Музыкальный материал:
Н.Римский –Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане»: Три чуда.
Урок №28

Там-там. Колокола.

Устройство. Приемы игры. Художественное значение в симфонической музыке.
Музыкальный материал:
А.Бородин. Сцена затмения из оперы «Князь Игорь»
Урок №29

Орган и духовная музыка.

Устройство. Орган как обязательный музыкальный инструмент в католическом
богослужении. Типичные жанры органной музыки: токката и фуга, фантазия и фуга,
хоральная прелюдия. Органное творчество И.С.Баха.
Музыкальный материал:
И.С.Бах. Хоральные прелюдии.

Урок №30 Фортепиано. Клавесин.
Фортепиано. История инструмента. Предвестники ф-но: клавесин, клавикорд,
верджинал. Внешний вид инструментов. Приёмы звукоизвлечения. Композиторыпианисты. Исполнители-пианисты.
Музыкальный материал:
Куперен. Пьеса для клавесина.
Рамо. Пьеса для клавесина
Ф. Шопен. Прелюдия№7
Ф.Лист. Этюд по Паганини№3 Компанелла.
Рахманинов. Этюд-картина op.33№3
Урок №31

Арфа.

Устройство. Технические и художественные возможности инструмента.
Музыкальный материал:
П.Чайковский. Адажио из балета «Лебединое озеро»
Урок №32

Обобщающий урок по теме «Музыкальные инструменты».

Музыкальная викторина.
Урок №33

Контрольный урок за II полугодие.

Выполнение контрольной работы.
3 класс
Общая задача третьего года обучения та же, что и предшествующих - помочь
пониманию музыки. Но есть своя специальная задача - познакомить с тем, какие
музыкальные жанры сложились за последние столетия.
I четверть
Жанры музыки
Урок №1

Что такое жанр в музыке?

Понятие «первичные» и «вторичные» жанры.
Влияние бытовых жанров на профессиональные. Связь профессиональной песни и
романса с лирическими и городскими народными песнями; связь эпических жанров с
историческими песнями и былинами.
Сравнительный анализ вальса Шопена с бытовыми вальсами XIX века.

Музыкальный материал:
Ф.Шопен. Вальс B-dur
Бытовой вальс XIX века.
Уроки №2-4 Взаимодействие вокальных и инструментальных жанров.
Знакомство с вокальными жанрами: песня, романс.
Характерные черты мелодики, фактуры, формообразования.
Инструментальное претворение вокальных жанров (элегия, пастораль, ноктюрн, серенада
и.т.д.)
Музыкальный материал:
Романсы и песни русских композиторов (по выбору)
П. Чайковский. Серенада для струнного оркестра (элегия)
С. Рахманинов. Элегия «Мелодия»
П. Чайковский. «Баркарола» из цикла «Времена года»
В. Моцарт. Соната А-dur
Л. Бетховен. «Пасторальная симфония»; «Пасторальная соната № 15»
Э. Григ. Колыбельные
Ф. Шуберт. Серенады.
Ф. Шопен. Ноктюрны. Песни.
Урок №5

Эпос. Баллада. Рапсодия.

Основные критерии в классификации жанров: круг образов, тип выразительности,
предназначение. Понятие лирики, эпоса, лирических и эпических жанров. Эпос как род
литературы. Специфика музыкальных эпических жанров: сквозное развертывание формы,
повествовательность, контрастность эпизодов.
Музыкальный материал:
Ф. Шуберт. Баллада «Лесной царь».
Ф. Шопен. Баллада№3.
Ф. Лист. Рапсодия №2
Урок №6

Этюд как жанр виртуозной музыки.

Понятие «виртуозность». Экскурс в историю виртуозной музыки
Знакомство с композиторами виртуозами: К. Черни,Паганини, Шопен, Лист.
Эволюция этюдного жанра

Музыкальный материал:
К. Черни. Этюды (по выбору)
Н. Паганини. Каприсы (по выбору)
Ф. Шопен. Этюды с-moll, As-dur.
Ф. Лист. «Этюды высшего исполнительского мастерства» («Метель»).
С. Рахманинов. Этюды - картины (по выбору).
Урок №7 Программная музыка.
Приёмы музыкальной звукоизобразительности в произведениях русских
и зарубежных композиторов.
Музыкальный «зоопарк» К.Сен- Санса. Воплощением русских сказок в музыке
на примере «Кикиморы» и «Волшебного озера»А. Лядова.
Музыкальный материал:
К. Сен-Санс «Карнавал животных»
А. Лядов. «Кикимора», «Волшебное озеро».
М. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке» опера «Хованщина»
Урок№8 Обобщение пройденного за I четверть. Контрольный урок.
Музыкальная викторина.
II четверть
Урок № 9
Старинные танцевальные жанры. Гавот. Бурре. Павана
Музыкальная культура XVII века. Танец как отражение определенного типа движения.
Эволюция жанров, их художественное значение в творчестве композиторов XIX-XX века.
Музыкальный материал:
Г.Форе Павана.
И.Бах. Бурре из оркестровой сюиты D-dur
С.Прокофьев. Гавот op.32
Боккерини. Менуэт
Уроки №10-11 Старинная сюита.
История возникновения сюиты. Характеристика основных танцев: Аллеманда, Куранта,
Сарабанда, Жига.
Музыкальный материал:
И.Бах. Французская сюита№2.

Уроки №12-13 Танцы народов мира.
(Испания, Италия, Венгрия, Норвегия, Польша).
Болеро. Тарантелла. Полонез. Мазурка. Вальс.Чардаш. Норвежские танцы.
Характеристика. Основные типы движения. Музыкальная фактура.
Музыкальный материал:
М.Равель Болеро
Д.Россини. Тарантелла.
Й.Брамс. Венгерский танец.
Э.Григ. Норвежский танец.
Урок №14

Русские народные танцы.

Плясовая. Хороводная. Прикладное и бытовое значение народных танцев. Значение
народных танцев в русской классической и зарубежной музыке.
Музыкальный материал:
Русский народный танец «Барыня»
М. Глинка. «Камаринская»
П. Чайковский. «Камаринская» из «Детского альбома»

из балета «Щелкунчик».

М. Мусоргский. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка»
Сюиты и вариации, исполняемые в классе специальности:
Урок №15 Марши.
Виды маршей, их прикладное значение. Понятие маршевость в музыке. Марш в
творчестве русских и зарубежных композиторов.
Музыкальный материал:
П. Чайковский. «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома»
Марш из балета «Щелкунчик»
М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»
Г. Свиридов «Военный марш»
Л. Бетховен. «Траурный марш на смерть героя» из сонаты для ф-но № 12., Симфония № 5,
4 часть.
И. Дунаевский «Марш весёлых ребят»
В. Агопян. Марш «Прощание славянки»
Марши, исполняемые учащимися в классе специальности.

Урок №16 Обобщение пройденного за II четверть. Контрольный урок.
Музыкальная викторина.
четверть

III
Музыкально-театральные жанры.

Уроки №17-18 Театральный спектакль. Музыка к кинофильмам, мультфильмам.
Разговор о театре, особенностях этого вида искусства. Музыкальный спектакль. Роль
музыки, роль музыки к кино и мультфильмам.
Музыкальный материал:
Н. Александрова «Кошкин дом»
П. Половинкин. «Золотой ключик»
Д. Шостакович. Музыка к кинофильму «Овод»
Г. Свиридов. Музыка к кинофильму «Метель»
В. Шаинский. Музыка к мультфильмам.
Урок №19

Оперетта.

Истоки формирования жанра. Характерные темы и образы.
Музыкальный материал:
Й.Штраус. Фрагменты из оперетты «Летучая мышь»
Уроки №20-21 Опера.
История жанра. Особенности. Создатели: либреттист, композитор.
Создатели оперного спектакля: исполнители, дирижер, режиссер, художники, костюмеры,
работники сцены и т.д. Отличие оперы от оперетты. Строение оперного спектакля
(деление на действия, акты, наличие увертюры, антрактов). Типы голосов, тембры.
Оперные формы: ария, речитатив, ансамбль, хор.Особенности интонирования.
Музыкальный материал:
Фрагменты из опер:
Н. Римский-Корсаков «Садко», «Сказка о царе «Салтане»
М. Глинка. «Руслан и Людмила».
Уроки №22-23

Балет.

Понятие жанра. Основные средства выразительности: музыка, танец, пантомима,
сценическое действие. Жанры балета: вариация, адажио, па-де-де,па-де-труа. Сравнение с
оперным спектаклем.

Музыкальный материал:
П. Чайковский. «Щелкунчик», «Лебединое озеро» (фрагменты)
С. Прокофьев. «Золушка» (фрагменты)
И. Стравинский. «Петрушка» (фрагменты)
Урок №24 Моделирование оперы-сказки.
Создание либретто. Формирование композиционного плана оперы (определение, арий,
дуэтов, речитативов). Вокально-инструментальная импровизация в данных жанрах.
Примерный материал для моделирования:
«Колобок», «Теремок», «Царевна-лягушка» и т.д.
Урок №25 Обобщение пройденного за III четверть. Контрольный урок.

IV

четверть

Сонатно-симфонический цикл.
Уроки № 26 -27 Сонатная форма. Сонатный цикл.
Понятие сонатной формы. Экспозиция. Разработка. Реприза. Значение разделов в форме.
Главная и побочная партия в их взаимодействии. Соната как циклическое произведение.
Музыкальный материал:
В. Моцарт. Соната C-dur. I часть
И. Гайдн. Соната е-moll.
Сонаты, исполняемые в классе специальности.
Уроки № 28-29 Симфония.
Понятие жанра. История возникновения и развития. Строение симфонии. Функция
каждой части. Наличие нескольких образов и их взаимосвязь.
Музыкальный материал:
И. Гайдн. «Прощальная симфония» 4 часть
В. Моцарт. Симфония № 40 (фрагменты)
С. Прокофьев. «Классическая симфония»,1 часть
Вокально- инструментальные жанры.
Уроки №30-31 Оратория. Месса. Реквием.
Определение жанров. История. Сюжет. Текст. Особенности
исполнения, сравнение с оперой. Строение.

Музыкальный материал:
Отрывки из произведений:
С. Прокофьев. Оратория «На страже мира»
Перголези. Кантата «Stabat mater»
И. Бах. Месса си-минор, «Страсти»
В. Моцарт. Реквием
Урок №32 Обобщающий урок по жанрам.
Музыкальная викторина.
Урок №33 Зачет.
Выполнение контрольной работы.
Самостоятельная работа обучающихся
Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебному предмету
«Слушание музыки» определяется с учетом минимальных затрат на

подготовку

домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного
общего образования и планируется из расчета 0.5 часов в неделю в течение всего срока
обучения.
Виды самостоятельной работы

Объем часов

Выполнение домашнего задания, в том числе:
1. Выучивание теоретического материала

10

2. Выполнение письменных работ , тестов

7

3. Решение ребусов, кроссвордов

3

4. Рисование иллюстраций к музыкальным произведениям.

7

5. Письменные работы по прослушиванию муз.произведений

6

(«Дневник впечатлений»)
6. Сочинение музыкальных примеров
Посещение концертов, участие в тематических сценических
постановках

5

8

Подготовка к обобщающим занятиям, контрольным урокам,

3

зачету
Итого:

49

ТРЕБОВАНИК К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

IV.

В результате прохождения предмета учащийся должен продемонстрировать
следующие знания, умения и навыки:
 наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных
составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских
коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;
 способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия
музыкального произведения;
 умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного
музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего
жизненного опыта или произведениями других видов искусств.

V.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, формы, содержание.

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное
управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную
и корректирующую функции.
Виды аттестации по предмету «Слушание музыки»:
 текущая
 промежуточная
 итоговая.
Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какоголибо раздела или темы учебного материала , проводится в виде письменных работ, устных
опросов, проверки домашнего задания. Текущая аттестация в форме контрольного урока
проводится в конце I,II,III четверти на протяжении всего срока прохождения данного
предмета.
Промежуточная

аттестация

оценивает

результаты

учебной

деятельности

обучающихся по окончании 2,4 полугодия, то есть в конце вторых полугодий 1,2 классов.

Основной формой промежуточной аттестации являются контрольный урок.
В конце третьего класса проводится зачет, который является итоговой формой аттестации
по данному предмету, проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на
предмет «Слушание музыки».
На контрольном уроке по слушанию музыки обучающийся демонстрирует полученные
знания и навыки в следующих формах:
 устный ответ на вопрос о музыкальном произведении;
 музыкальная викторина
За две недели до аттестации учащимся предоставляется список музыкальных
произведений, как для устного ответа, так и для подготовки к викторине.
Качество подготовки обучающихся оценивается по пятибалльной шкале:
5 (отлично)
4 (хорошо)
3 (удовлетворительно)
2 (неудовлетворительно).
Критерии оценки
Устный опрос
Оценка «5» (отлично) – дан правильный и полный ответ, включающий характеристику
содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ
самостоятельный.
Оценка «4» (хорошо) – ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания
музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2)
вопросами учителя.
Оценка «3» (удовлетворительно) – ответ правильный, но неполный, средства
музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих
вопросов учителя.
Оценка «2» (неудовлетворительно) – ответ обнаруживает незнание и непонимание
учебного материала.
Музыкальная викторина
Викторина состоит из десяти произведений.
Верным считается ответ, где указаны: автор, полное название произведения, жанр,
тональность.
Оценка «5» (отлично) –верно определены 8-10 номеров викторины.
Оценка «4» (хорошо) – определены6-8 номеров викторины.
Оценка «3» (удовлетворительно) – определены 3-5 номеров викторины.
Оценка «2»- определены 1-2 номера.

Контрольные требования на разных этапах обучения
1

класс

1.

Дать характеристику сказочному персонажу через музыкально-выразительные средства.
Предлагаемые образы для моделирования:
Мягкий плюшевый мишка, кукла Барби, робот-трансформер.
2.Подобрать определения, характеризующие тот или мной музыкальный жанр.
Форма проверки: контрольные тестовые задания.
2 класс
1. Определять признаки музыкальных жанров и форм.
Форма проверки: контрольное тестовое задание.
2. Знать характеристики музыкальных инструментов.
Форма проверки: тембровая викторина.
класс

3

1. Знать пройденный теоретический материал.
Форма проверки: тестирование.
2. Узнавать пройденные музыкальные произведения.
Форма проверки: музыкальная викторина.

VI.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям
Урок музыкальной литературы, как правило, имеет следующую структуру:
повторение пройденного и проверка самостоятельной работы, изучение

нового

материала, закрепление и объяснение домашнего задания.
Повторение и проверка знаний в начале урока помогает мобилизовать внимание
учеников, активизировать работу группы и установить связь между темами уроков.
Чтобы вовлечь в процесс всех присутствующих в классе, рекомендуется пользоваться
формой фронтального устного опроса. Возможно проведение небольшой тестовой работы
в письменном виде. Реже используется форма индивидуального опроса.
Изложение нового материала и прослушивание музыкальных произведений
занимает основную часть урока. Необходимо пользоваться всеми возможными методами
обучения для достижения максимально эффективных результатов обучения.
Практически весь новый материал учащиеся воспринимают со слов преподавателя
и при музыкальных прослушиваниях, поэтому огромное значение имеют разнообразные

словесные

методы

(объяснение,

поисковая

и

закрепляющая

беседа,

рассказ).

Предпочтение должно быть отдано такому методу, как беседа, в результате которой
ученики самостоятельно приходят к новым знаниям. Беседа, особенно поисковая, требует
от преподавателя умения грамотно составить систему направленных вопросов и опыта
управления беседой. Конечно, на уроках музыкальной литературы нельзя обойтись без
такого универсального метода обучения, как объяснение. Объяснение необходимо при
разговоре о различных музыкальных жанрах, формах, приемах композиции, нередко
нуждаются

в

употребления

объяснении
слова,

названия

различные

музыкальных
словосочетания,

произведений,

вышедшие

фразеологические

из

обороты.

Специфическим именно для уроков музыкальной литературы является такой словесный
метод, как рассказ, который требует от преподавателя владения не только информацией,
но и ораторским и актерским мастерством. В построении рассказа могут использоваться
прямая речь, цитаты, риторические вопросы, рассуждения. Рассказ должен быть подан
эмоционально, с хорошей дикцией, интонационной гибкостью, в определенном темпе. В
форме рассказа может быть представлена биография композитора, изложение оперного
сюжета, история создания и исполнения некоторых произведений.
Наглядные методы. Помимо традиционной для многих учебных предметов
изобразительной и графической наглядности, на музыкальной литературе используется
такой специфический метод, как наблюдение за звучащей музыкой по нотам.
Использование репродукций, фотоматериалов, видеозаписей уместно на биографических
уроках, при изучении театральных произведений, при знакомстве с различными
музыкальными инструментами и оркестровыми составами, и даже для

лучшего

понимания некоторых жанров - концерт, квартет, фортепианное трио.
Наблюдение за звучащей музыкой по нотам, разбор нотных примеров перед
прослушиванием музыки также тесно соприкасается с практическими методами

обучения. К ним можно также отнести прослушивание музыкальных произведений без
нотного текста и работу с текстом учебника. Формирование умения слушать
музыкальное

произведение

с одновременным

наблюдением

по

нотам

должно

происходить в ходе систематических упражнений. Степень трудности должна быть
посильной для учеников и не отвлекать их от музыки. Наиболее простой текст для

наблюдения по нотам представляет фортепианная музыка, сложнее ориентироваться в
переложении

симфонической

музыки

для

фортепиано.

Известную

трудность

представляют вокальные произведения, оперы, где необходимо следить за записью нот
на нескольких нотоносцах и за текстом. Знакомство с партитурой предполагается в
старших классах и должно носить выборочный характер. Перед началом прослушивания
любого произведения преподавателю следует объяснить, на что следует обратить
внимание, а во время прослушивания помогать ученикам следить по нотам. Такая
систематическая работа со временем помогает выработать стойкие ассоциативные связи
между звуковыми образами и соответствующей нотной записью.
Прослушивание музыки без нотного текста, с одной стороны, представляется
самым естественным, с другой стороны имеет свои сложности. Обучая детей слушать
музыку, трудно наглядно продемонстрировать, как это надо делать, и проверить,
насколько это получается у учеников. Преподаватель может лишь косвенно проследить,
насколько внимательны ученики. Необходимо помнить о том, что слуховое внимание
достаточно хрупко. Устойчивость внимания обеспечивается длительностью слуховой
сосредоточенности. Именно поэтому объем звучащего музыкального произведения
должен увеличиваться постепенно. Педагогу необходимо уметь организовывать внимание
учащихся, используя определенные приемы для сосредоточения внимания и для его
поддержания (рассказ об истории создания произведения, разъяснение содержания
произведения, привлечение изобразительной наглядности, создание определенного
эмоционального состояния, постановка слуховых поисковых задач, переключение
слухового внимания).
Работа с учебником является одним из общих учебных видов работы. На
музыкальной литературе целесообразно использовать учебник в классной работе для
того, чтобы ученики рассмотрели иллюстрацию, разобрали нотный пример, сверили
написание сложных имен и фамилий, названий произведений, терминов, нашли в тексте
определенную информацию (даты, перечисление жанров, количество произведений).
Возможно выполнение небольшого самостоятельного задания в классе по учебнику
(например, чтение фрагмента биографии, содержания сценического произведения).

Учебник должен максимально использоваться учениками для самостоятельной домашней
работы.
Завершая урок, целесообразно сделать небольшое повторение, акцентировав
внимание учеников на новых знаниях, полученных во время занятия.

VII. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ И УЧЕБНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Список методической литературы
1. Акимова Л.Ю., Музыкальная литература., вып.1, М.,Росмен, 20002г.;
2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей. Учебнодидактическое пособие.- М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2006г.;
3. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. Учебно-методическое пособие.М., Просвещение, 1989г.;
4. Первозванская Т.Е. Мир музыки. Учебное пособие «Слушаем музыку». 1 класс. –
Спб.: Композитор, 2006 г.;
5. Первозванская Т.Е. Мир музыки. Учебное пособие «Слушаем музыку». 2 класс. –
Спб.: Композитор, 2006 г.;
6. Первозванская Т.Е. Мир музыки. Учебное пособие «Слушаем музыку». 3 класс. –
Спб.: Композитор, 2006 г.;
7. Ушпикова Г.А. Программа курса «Слушание музыки» для 1-3 классов ДМШ и ДШИ.
– СПб.: Союз художников, 2008г. ;
8. Царева Н.А., Лисянская Е.Б., Марек О.А. Предмет «Слушание музыки» в ДМШ и
ДШИ. Программа, методические рекомендации, поурочные планы. -М.: Пресс – соло,
1998г. ;
9. Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии. 1 класс. Учебное пособие по предмету
«Слушание музыки».- М.: Росмэн, 2001г. ;
10. Царева Н.А. Уроки госпожи Мелодии. 2 класс. Учебное пособие по предмету
«Слушание музыки».- М.: Росмэн, 2001г. ;
11. Царева Н.А. Слушание музыки. методическое пособие. –М., 2002г. ;
12. Шорникова М. Музыкальная литература. Музыка, ее формы и жанры. 1год обучения.
Учебное пособие. – Ростов н/Д., 2010г.

Технические средства обучения
Мультимедийные программы:
1. Мультимедийная программа «Музыкальные инструменты»
2. Мультимедийная программа «Уроки музыки. Музыкальные сказки» Знакомство с
симфоническим оркестром.
3. Мультимедийная программа «В кругу великих имен. Композиторы»

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат
Владелец
Действителен

603332450510203670830559428146817986133868575878
Доценко Татьяна Ивановна
С 25.02.2021 по 25.02.2022

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат
Владелец
Действителен

603332450510203670830559428146817986133868575878
Доценко Татьяна Ивановна
С 25.02.2021 по 25.02.2022


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».