Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Школа искусств № 49» Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства» «Музыкальная литература» Пояснительная записка Необходимость пересмотра старых учебных планов музыкально-теоретических дисциплин начального звена музыкального образования в настоящее время очевидна. Появление предмета «Слушание музыки» обусловлено этим процессом и вызвано современными требованиями педагогической и исполнительской практики. Формирование музыкального восприятия создаёт основу для осознания разнообразных музыкальных явлений. Систематическая работа в этом направлении даёт возможность накопить внутренние слуховые представления, развивает музыкальную память, мышление. Цель программы: -способствовать музыкально эстетическому воспитанию учащихся, -расширению их общего музыкального кругозора, -формированию музыкальной памяти, мышления, творческих навыков, -подготовка к изучению курса музыкальной литературы, -воспитание культуры слушания музыкальных произведений. Задачи: -Целенаправленное систематическое развитие музыкально-слуховых способностей обучающихся, музыкального мышления и музыкальной памяти, как основу для практических навыков; -Воспитание основ аналитического восприятия, осознания некоторых закономерностей организаций музыкального языка; -Формирование практических навыков и умение использовать их в комплексе, при исполнении музыкального материала, в творческих формах музицирования; -Выработка у обучающихся слуховых представлений. А так же: -приобщение детей к музыкальному искусству; -пробуждение интереса к музыке, желания слушать её не только на уроках, но и дома, в концертном зале…; - ознакомить с различными жанрами, формами, средствами выразительности. Введение предмета «Слушание музыки» в новые учебные планы Детской Школы Искусств, стало возможным благодаря появлению учебно-методических пособий для преподавателей и учащихся. Полное методическое и дидактическое обеспечение курса, верные методические принципы, лежащие в его основе, положительные результаты эксперимента позволяют рекомендовать учебно-методический комплекс «Слушание музыки» для повсеместного введения в образовательный процесс современной Детской Школы Искусств. Данная рабочая программа составлена на основе: «Программы для Детских Музыкальных Школ»/сост. Г. С. Мильчакова, Т. Ю. Махнорилова, Т. А. Медведева, С. А. Рослякова, Т. Б. Цихач – Министерство общего и профессионального образования РФ, Тамбовский государственный музыкальнопедагогический институт им. С. В. Рахманинова - Тамбов, 1996. «Слушание музыки» Н. А. Царёва (методическое пособие). – М., «РОСМЭН», 2002. 2 «Слушание музыки» Е. П. Фоменкова (пособие для преподавателей ДМШ). – Н. Новгород, 2002. «Слушание музыки» Е. П. Фоменкова (пособие для преподавателей ДМШ). – Н. Новгород, 2003. Данная рабочая программа является адаптированной к условиям ДШИ Новокузнецкого района Кемеровской области. Представляет собой трёхлетний курс «Слушание музыки», ориентированный на контингент обучающихся , и особенности образовательного процесса данной музыкальной школы. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов предмета с учётом меж предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. Примерные условия реализации данной программы: -Наличие учебных групп (согласно учебным планам); -Наличие учебных пособий для учащихся; -Наличие методической литературы для преподавателей; -Наличие наборов шумовых инструментов; -Наличие фоно - и - аудиотеки; -Наличие дидактического раздаточного материала; -Осуществление тесной связи с преподавателями по специальности, музыкальной литературе, сольфеджио; -Сотрудничество разных учебных заведений (в том числе, музыкальных), обмен опытом; -Активный поиск новых форм и методов преподавания слушания музыки, самообразование педагогов. В работе над реализацией вышеизложенных задач используются различные формы и методы. Формы работы: -Слуховой анализ музыкальных примеров и элементов музыкального языка; -Метроритмические упражнения (индивидуально и в ансамбле); -Изучение теоретического материала; -Различные виды творческих работ. Методы работы: -Метод развивающего обучения; -Словесный; -Наглядный (принадлежности для дидактических игр); -Проблемно-поисковый; -Метод игровой мотивации (использование многочисленных дидактических игр); -Научный метод (использование тестов, таблиц, карточек индивидуального опроса); -Концентрический метод изучения теоретических сведений. Примерные формы проведения уроков и домашних заданий: Наряду с традиционными формами урока, программой предусматривается проведение новых форм: -Открытые уроки с присутствием родителей учащихся; -Зачёт по накопленным навыкам; 3 -Контрольный урок-эстафета; -Урок-состязание; -Конкурсы, викторины, познавательные игры. Участие детей в таких уроках помогает в игровой форме закрепить знания, умения и навыки; способствует самоутверждению детей, развивает настойчивость, стремление к успеху, воспитывает самостоятельность, как качество личности. Домашние задания на закрепление пройденного в классе материала должны быть небольшими по объёму и доступными по трудности. Например: -Рисунки к музыкальным произведениям; -Письменные теоретические задания; -Задания на сольфеджирование; -Выполнение ритмических упражнений; -Подбор мелодии и аккомпанемента (и другие творческие задания); -Анализ произведений (в том числе исполняемых в классе на инструменте). 4 Контроль и учёт успеваемости Контроль и учёт успеваемости по предмету «Музыкальная литература» имеет разные виды аттестаций: текущая, промежуточная, итоговая. Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какоголибо раздела учебного материала. Она проводится в форме контрольных уроков по определённой теме, письменных работ, устных опросов. Оценка выставляется не реже, чем раз в три урока. Основными формами промежуточной аттестации являются: зачёт, контрольный урок. Контрольные уроки и зачёты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных полугодий. По итогам четверти преподаватель выставляет оценку. По результатам учебного года - итоговая отметка. При выведении итоговой оценки учитывается следующее: -отношение ребёнка к учёбе в ДШИ (домашняя подготовка, систематичность посещения уроков, старание и прилежность); -оценка годовой работы ученика, выведенная на основе его продвижения; -оценки ученика за выступления на зачётах, контрольных уроках, концертах, конкурсах, олимпиадах разного уровня. -другие выступления ученика в течение учебного процесса. Требования к зачётным формам работы учащихся. На протяжении всех лет обучения учащиеся сдают зачёты и контрольные уроки 2 раза в течение учебного года (в 1 и 2 полугодии). На итоговые занятия могут выноситься: -материал по определённой теме; -весь пройденный материал, требуемый по программе. По предмету «Музыкальная литература» годовые требования отражены в программах данного класса. Основная форма контроля на уроках «Музыкальная литература» - повседневное наблюдение за работой и устный опрос в индивидуальной и фронтальной форме. При индивидуальном опросе преподаватель имеет возможность обстоятельно проверить усвоение отдельными учащимися материала посредством его пересказа, ответов на вопросы, определения музыки на слух. Фронтальный опрос, сопровождаемый обычно более высокой активностью учащихся, позволяет в ограниченное время осуществить проверку знаний большинства учеников постановкой вопросов перед всей группой с целью воспроизведения фактов, объяснения понятий, терминов, названий, приведения доказательств, характеристики содержания и выразительных средств музыки, сравнения её отдельных фрагментов и т.д. При проверке знаний биографий композиторов учащиеся могут давать ответы в сжатой форме, а при разборе музыкального материала могут более полно раскрыть свои возможности. В таком ответе должны проявиться слуховые представления детей, умение передавать словами выразительность музыки. Текущий контроль успеваемости, осуществляемый преподавателем на каждом уроке посредством наблюдения за учебной работой учащихся и опросов по пройденному 5 материалу, должен сочетаться с организацией периодической обобщающей проверки знаний по определённым разделам программы. Обычно она проводится по одному разу в каждой четверти в виде контрольных уроков. На таких занятиях проверку знаний можно осуществлять как в форме индивидуального, так и фронтального опроса, или предложить учащимся вопросы в письменной форме, но такие, которые бы требовали сжатых ответов и могли выявить степень усвоения всего учебного материала, подлежащего контролю. В письменной форме удобно проводить проверку знаний музыки, играя различные примеры для всей группы (или звукозапись). Любая оценка успеваемости должна учитывать условия учебной работы, возрастные особенности детей и отражать индивидуальный подход к каждому ученику. Осуществляя контроль за учебной деятельностью учащихся, оценивая достижения каждого ученика, преподаватель ведёт соответствующий учёт. Оценочные баллы, выставляемые за ответы, целесообразно дополнять доброжелательными и аргументированными суждениями преподавателя о качественной стороне ответов с мотивировкой отметки. Оцениваться могут не только отдельные ответы учащихся при индивидуальном и фронтальном опросе, но и качество учебной работы в классе. Четвертные отметки выводятся по результатам текущего опроса и обобщающей проверки на контрольном уроке и должны объективно отражать степень усвоения учебного материала. Итоговыми отметками являются годовые, которые определяются на основании четвертных и с учётом тенденции роста учащихся. Чтобы проверить степень освоения материала, без лишнего нажима и назидания, в программе даётся ряд творческих заданий. Они помогут выявить знания, умения и навыки учеников, а так же станут не столько критерием оценки, сколько любимой формой работы на уроке. 6 Критерии оценок Критерии оценок могут быть разными. Они зависят от индивидуального продвижения учащихся, а также не столько от того, что написал ученик, но от того, что подразумевал под написанным. Письменные – классные и домашние – задания не являются обязательными, но их стоит проводить для развития интеллекта ребёнка. Что касается оценок за устную работу на уроке, то они должны отражать большую или меньшую активность ребёнка, а не выучку, так как запас знаний ещё слишком мал. Механизм оценки: -Фронтальный опрос; -Беглый текущий опрос; -Систематическая проверка домашнего задания; -Самостоятельная работа на закрепление теоретического материала по индивидуальным карточкам; -Тестирование на закрепление теоретических знаний; -Контрольные уроки в конце полугодий. В Детской Школе Искусств практикуется пятибалльная система оценок. По этой причине при выставлении отметок могут учитываться все « + » и « - ». Оценка «5» - «Отлично» выставляется за выполнение всех заданий по всем формам работы на уроке. Продемонстрировано уверенное использование изученного материала в практике. Оценка «4» - «Хорошо» выставляется в том случае, если учеником демонстрируется достаточное понимание характера и содержания музыкального произведения,…но допущены некоторые неточности. Допускаются небольшие погрешности в выполнении других форм работы. Оценка «3» - «Удовлетворительно» выставляется, если учащийся демонстрирует ограниченность своих возможностей; показывает недостаточное владение знаниями, требуемыми по программе. Оценка «2» - «Неудовлетворительно» выставляется за отсутствие знаний, умений и навыков; не выполнение заданий, предложенных преподавателем, предусмотренных программой; отсутствие знаний терминологии. 7 Содержание и структура курса Курс рассчитан на два года обучения. Занятия по предмету проводятся в I II классах отделений один раз в неделю по 1 академическому часу. Календарные планы каждого года имеют единую тематику. Это позволяет сохранять преемственность и постепенное усложнение курса. Важнейшей формой работы на уроках является слуховой анализ (целостный, отдельных элементов музыкального языка). Анализ музыкальных произведений связывает «Слушание музыки» с уроками «Сольфеджио», «Специальность», и объединяет их в единый комплекс, который помогает учащимся в исполнительской практике. Слушая музыкальные произведения, дети часто воспринимают их как некую звучащую музыкальную ткань. Они ещё не слышат формы, элементов музыкальной речи, не всегда в состоянии разделить звучание мелодии и аккомпанемента. Но они уже способны эмоционально откликнуться на звучащую музыку, получив удовольствие от возникших ощущений. Воспринимая мир достаточно органично и цельно, дети свободно переносят свойства одного вида искусства на другой. Они могут «видеть» музыку в цвете, осязать её (мягкая, твёрдая, плотная, и т.д.), слышать стихи как музыкальную интонацию (весёлую, озорную, жалобную…), «озвучивать» рисунок динамическими оттенками. Предмет «Музыкальная литература» ориентирован в большей степени на музыкальное и интеллектуальное развитие детей, чем на заучивание отдельных понятий и терминов. Уроки по данному предмету должны быть динамичными: быстрый темп, постоянное общение со всеми детьми, частая смена видов деятельности. Для педагога очень важно найти живую, гибкую форму общения с детьми на уроках, создав положительный эмоциональный фон. Следует отметить, что в первый год обучения педагогу не надо бояться собственного монолога на уроке. В этот период обучения уместно разъяснять, рассказывать детям всё, что поможет им оживить в своём восприятии звучащий материал. Одновременно, в непосредственном общении с детьми, необходимо стимулировать их активную практическую и игровую деятельность (например, изобразить под музыку шаги музыкального героя движениями рук, прохлопать ритм, определить размер, показать в воздухе рисунок мелодии, пропеть её). Формы работы на уроках: Прослушивание музыкальных произведений с комментариями педагога. 1. Первоначальное прослушивание, сопровождаемое пояснениями и наводящими вопросами педагога, показом иллюстраций, игрушек, и т.д. 2. «Концерт по заявкам» - повторное прослушивание фрагментов из произведений, уже звучавших ранее. «Программа концерта» составляется по желанию детей. Изучение теоретического материала. 1. Знакомство с биографиями композиторов (кратко). 2. Введение некоторых теоретических понятий (например, жанр, сольные и хоровые голоса, партии, инструменты симфонического оркестра и т.д.). Проверка знаний учащихся. 8 1. Викторины из 3 - 5 номеров (по 2 – 3 на каждом уроке). По содержанию викторин педагог задаёт вопросы (например, что общего между прозвучавшими фрагментами – музыка одного автора, музыка для детей, сцена из опер, танцевальные жанры, и т.д.). 2. Фронтальные опросы. 3. Контрольные уроки – начиная с третьей четверти I класса. Домашние задания. Учитывая занятость учащихся, не следует на дом задавать сложные и объёмные работы. Достаточно – записать фамилии, имена авторов и названия прослушанных произведений, нарисовать иллюстрацию к одному из них, и т.д. Планирование по программе «Музыкальная литератуоа» может быть дано только в приблизительном варианте, так как педагог находится в разных реальных условиях в момент проведения занятий. Некоторые темы могут быть расширены, некоторые сжаты. В связи с этим, отдельные уроки в плане будут соединены в общую тему, педагог решает сам – как разделить их по часам (в зависимости от ситуации). Важным является то, что курс всех двух лет обучения построен в одном ключе: каждый год имеет единую стержневую тему, которая объединяет несколько других тем и следующие под темы так, чтобы можно было расширять угол зрения на главную проблему постепенно, укрупнять масштаб (концентрический метод). Комплексный подход к изучаемому материалу, связанный одновременно с конкретным анализом, является стержнем в работе по данной программе. Уроки «Музыкальная литература», позволяющие познакомиться с шедеврами мирового музыкально искусства в доступной форме, вызывают большой интерес не только у детей, но и у взрослых. Таким образом, слушание музыки становится семейным увлечением, способствующим сближению детей и родителей, что является одной из важнейших воспитательных задач, стоящих перед ДМШ и ДШИ. 9 Первый год обучения Первый год обучения посвящён способам показа тематического материала и тому, как влияют на характер музыки лад, темп, ритм и фактура: -характеристика звука (тембр, длительность, высота, громкость); -метроритм, ритмо-формулы (ощущение сильного и слабого времени); -рисунок мелодии, кульминация (напряжения, спады); -интонация (кантилена, речевая, сигнал, моторное движение); -музыкально-звуковое пространство (плотность, глубина, окраска; интонационное, ритмическое и темброво-динамическое наполнение). Начиная с отдельного звука, одноголосной мелодии, созвучия... ученики постепенно охватывают слухом многие составляющие музыкально-слухового пространства. Рекомендуемый музыкальный материал -Бах И. С. «ХТК. I том» - «Прелюдия» - До мажор «Токката и фуга ре минор» для органа «Шутка» из оркестровой сюиты №2 «Менуэт № 4» Соль мажор из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах» «Маленькая прелюдия и фуга для органа» соль минор «Волынка» из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах» Хорал «Бог – наш оплот» -Бах И. С. – Гуно «Ave Maria» -Бетховен Л. «Сурок» -Вагнер Р. «Полёт Валькирий» -Вивальди А. «Времена года» - «Весна» «Зима» (II часть) -Гершвин Дж. Опера «Порги и Бесс» («Колыбельная») -Глинка М. И. Опера «Руслан и Людмила» - «Марш Черномора» Канон «Какое чудное мгновенье» Рондо Фарлафа Опера «Иван Сусанин» - хор «Славься» Ария Сусанина «Арагонская хота» «Камаринская» «Жаворонок» -Глюк К. Опера «Орфей» -Григ Э. Сюита «Пер Гюнт» - «В пещере горного короля» «Утро» -Даргомыжский А. С. «Старый капрал» -Калинников В. «Киска» -Лядов А. «Кикимора» -Моцарт В. А. «Соната № 11» (III часть) 10 «Симфония № 40» (I часть) Опера «Свадьба Фигаро» - ария Фигаро «Мальчик резвый» Ария Керубино (II д.) Опера «Волшебная флейта» - «Ария царицы Ночи» (II д.) «Ария Папагено» (I д.) -Мусоргский М. «Картинки с выставки» - «Прогулка» «Гном» «Старый замок» «Быдло» «Избушка на курьих ножках» («Баба – Яга») Цикл «Детская» - «В углу» «С няней» -народные колыбельные -Паганини Н. «Кампанелла» «Каприс № 24» -Паулс Р. «День растает» «Сверчок» -Прокофьев С. Кантата «Александр Невский» - «Ледовое побоище» -Равель М. «Болеро» (фрагмент) -Рамо «Курица» -Рахманинов С. «Рапсодия на тему Паганини» (фрагмент) «Всенощная» (ч. 6) -Римский – Корсаков Н. А. «Сказка о царе Салтане» - «Полёт шмеля» Опера «Снегурочка» - «Песня Деда Мороза» хор «Проводы масленицы» Опера «Садко» - «Колыбельная Волховы» Симф. Сюита «Шехеразада» - темы Шахриара и Шехеразады, тема моря -русская нар. песня «Дроздок» -Сен – Санс К. «Карнавал животных» - «Лебедь» «Аквариум» «Королевский марш львов» -Хренников Т. «Колыбельная Светланы» -Чайковский П. И. «Детский альбом»: «Баба – Яга» «Утренняя молитва» «В церкви» «Марш деревянных солдатиков» «Болезнь куклы» «Новая кукла» «Похороны куклы» «Песня жоворонка» «Вальс» «Старинная французская песенка» «Неаполитанская песенка» «Полька» Балет «Лебединое озеро» - «Неаполитанский танец» Балет «Щелкунчик» - «Таней феи Драже» «Вальс цветов» «Времена года» - «Осенняя песня» 11 «Мой Лизочек» «Танец маленьких лебедей» Опера «Евгений Онегин» - «Полонез» Хор девушек Опера «Орлеанская дева» - хор менестрелей Опера «Пиковая дама» - хор детей Дуэт Прилепы и Миловзора Симфония № 1 «Зимние грёзы» (I часть, гл. парт) «Колыбельная песня в бурю» -Шуберт Ф. «Ave Maria» «Лесной царь» «Форель» «В путь» -Шуман Р. «Альбом для юношества» - «Дед Мороз» 12 Примерный тематический план № темы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Первый год обучения Кол-во уроков Наименование тем -Вводная беседа. Характеристика музыкального звука. -Метроритм. Пульсация в музыке. -Мелодический рисунок. Его выразительные свойства. -Повторение пройденного материала. Подведение итогов успеваемости. -Сказочные сюжеты в музыке. Творческое применение полученных знаний. Закрепление пройденного теоретического материала на новых музыкальных примерах. -Интонация в музыке – как совокупность всех элементов музыкального языка. -Музыкально – звуковое пространство. Фактура. Гомофония, полифония. Тембр. Ладогармонические краски. -Голоса музыкальных инструментов. -Обзорный заключительный урок. Подведение итогов работы. 1 6 7 1 6 5 6 3 1 Всего: 36 уроков. 13 Второй год обучения Второй год обучения посвящён способам музыкального развития. Ученики приобретают опыт «слухового наблюдения течения музыки» с позиции музыкальной логики, отталкиваясь от характеристики музыкального строя и музыкальной речи. Начиная с обобщения материала первого года обучения, отслеживается процесс непрерывного музыкального развития. Ученики наблюдают: -соотношение фраз и предложений, внутри темы – периода (связь с сольфеджио); -тему и её развитие в вариациях; -тему и логику сонатного развития (мотивную работу), сопряжение более или менее контрастных интонаций; -кульминацию, как этап развития. Основные формы работы остаются прежними, но вводятся и новые: -знакомство с содержанием опер (М. И. Глинка «Иван Сусанин», М. П. Мусоргский «Борис Годунов», П. И. Чайковский «Евгений Онегин», А. П. Бородин «Князь Игорь»); -тембровые и жанровые викторины; -новые игры (педагог называет имена героев опер, а учащиеся – голос, название и автора оперы); -просмотр фрагментов видеозаписи (должны быть небольшими, тат как дети от просмотров видео быстро устают и утрачивают внимание). На втором году обучения происходит знакомство с инструментами, жанрами, терминами; более продолжительными становятся прослушиваемые фрагменты произведений (некоторые даются целиком – например, оперные арии); усложняется стиль изучаемых сочинений. На занятиях возможно работать с пособием «Уроки госпожи Мелодии» Н. А. Царёвой. Рекомендуемый музыкальный материал -Бах И. С. «Маленькие прелюдии и фуги» - «Маленькая прелюдия № 3» - до минор -Бетховен Л. «Симфония № 6» - IV часть «гроза» «Симфония № 5» ,I часть, экспозиция Ода «К радости» «Соната № 14», I часть -Бородин А. П. Опера «Князь Игорь» - Ария князя Игоря Ария Кончака Половецкие пляски -Брамс И. «Колыбельная» -Верди Дж. Опера «Аида» - «Марш» -Вивальди А. «Времена года» - «Зима» «Весна» «Осень» «Гроза» (III часть) -Гайдн Й. «Симфония № 103» - I часть – вступление 14 IV часть - рефрен -Гендель Г. Ф. «Пассакалья соль минор» -Гендель Г. Ф. «Музыка на воде» (фрагмент) -Глинка М. Опера «Иван Сусанин» - Романс Антониды «Песня Вани» «Полонез» Трио «Не томи, родимый» Опера «Руслан и Людмила» - «Марш Черномора» Канон «Какое чудное мгновенье» «Персидский хор» Рондо Фарлафа -Григ Э. Пьесы «Пер Гюнт» - «Песня Сольвейг» «В пещере горного короля» -Дакен «Кукушка» -Дебюсси К. «Шаги на снегу» «Кукольный кэк – уок» «Снег танцует» «Колыбельная слонов» «Детский уголок» -Кабалевский Д. «Клоуны» «Рондо – токката» -«Камаринская» в исполнении оркестра русских народных инструментов -Крылатов Е. «Крылатые качели» -Моцарт В. А. «Симфония № 40» (I и IV части) «Реквием»(VII часть) -Мусоргский М. Опера «Борис Годунов» - «Песня Варлаама» «Сцена Годунова и царевича Феодора» (II д.) «Картинки с выставки» «Детская» - «Поехал на палочке» -Огиньский М. «Полонез» -Прокофьев С. «Петя и волк» Кантата «Александр Невский» - «Ледовое побоище» «Тарантелла» «Утро» «Шествие кузнечиков» «Дождь и радуга» Балет «Ромео и Джульетта» - танец Рыцарей «Джульетта – девочка» «Меркуцио» Опера «Любовь к трём апельсинам» - «Марш» -Рахманинов С. «Весенние воды» -Римский – Корсаков Н. А. «Полёт шмеля» Опера «Снегурочка» (заключительный хор) Лейтмотив Леля Опера «Садко» - «Песня Веденецкого гостя» «Песня Варяжского гостя» «Песня Индийского гостя» -Свиридов Г. Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель» 15 «Колдун» «Колыбельная песенка» -Сен – Санс К. «Карнавал животных» -Чайковский П. Опера «Евгений Онегин» - Ария Гремина Дуэт «Слыхали ль вы» Квартет и канон «Привычка свыше нам дана» «Куплеты Трике» «Ария Ленского» «Ария Ольги» Сцена письма Татьяны – I раздел Балет «Щелкунчик» - Рост ёлки «Па-де-де» «Вальс снежных хлопьев» «Марш» Балет «Лебединое озеро» - вступление «Времена года» - «На тройке» «Подснежник» «Белые ночи» «Баркарола» «Осень» «Святки» «Детский альбом» - «Старинная французская песенка» «Вальс» «Камаринская» «Сладкая грёза» «Новая кукла» -Шопен Ф. «Прелюдия № 1» «Фантазия – экспромт» «Революционный этюд» -Шуберт Ф. «Лесной царь» «Форель» «Военный марш» -Шуман Р. «Карнавал» - № 2, № 3, № 4 «Альбом для юношества» - «Сицилийская песенка» «Дед Мороз» «Первая утрата» 16 Примерный тематический план № темы Второй год обучения Кол-во уроков Наименование тем 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. -Способы изложения музыкальной темы. Создание музыкального образа с помощью разных элементов музыкальной речи. -Основные приёмы развития в музыке (понятия «Фразы», мотива»). Первое знакомство с понятием «содержание музыки». -Представление о музыкальном герое. -Краткие сведения о музыкальных стилях. -Способы развития в более крупных масштабах. Фраза – как структурная единица (периодичность, суммирование, дробление). -Процесс становления формы в сонате. Развитие – как воплощение музыкальной логики, действенного начала. -Кульминация – как этап развития. Способы развития в полифонической музыке. -Вариации – как способ развития. Выразительные возможности вокальной музыки. -Программная музыка. Типы программной музыки. -Создание комических образов: игровая логика, известные приёмы развития и способы изложения музыкального материала в неожиданной интерпретации. -Обзорный заключительный урок. 4 4 1 1 3 4 4 6 3 5 1 Всего: 36 уроков. 17 Список литературы -Асафьев Б. «Путеводитель по концертам: словарь наиболее необходимых терминов и понятий». – М., 1978. -Бернстайн Л. «Концерты для молодёжи». – Л., 1991. -Выгодский Л. «Психология искусства». – М., 1968. -Гилярова Н. «Хрестоматия по русскому народному творчеству. 1 – 2 годы обучения». – М., 1996. -Газарян С. «В мире музыкальных инструментов». – М., 1989. -"Жаворонушки" Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры/ вып. 4./сост. Г. Науменко». – М., 1986. -«Книга о музыке»/ сост. Г. Головинский, М. Ройтерштейн. – М., 1988. Мазель Л. «Строение музыкальных произведений». – М., 1979. -«Музыкальный энциклопедический словарь». – М., 1990. -«Музыкальный словарь для учащихся ДМШ». – Н. Новгород,1997. -Римский – Корсаков Н. «100 русских народных песен». – М. - Л., 1951. -«Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия». – М.,1958. -«Русские песни. вып. 1»/сост.- редактор А. Иванов. – Л.,2953. -Скребков С. «Художественные принципы музыкальных стилей». – М.,1973. -Способин И. «Музыкальная форма». – М.,1972. -Фоменкова Е. П. «Слушание музыки. I класс»-пособие для преподавателей ДМШ. – Н. Новгород, 2002. -Фоменкова Е. П. «Слушание музыки. II класс»-пособие для преподавателей ДМШ. – Н. Новгород, 2003. -Фоменкова Е. П. «Слушание музыки. III класс»-пособие для преподавателей ДМШ. – Н. Новгород, 2003. 18 19