Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств № 49» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Эстрадный вокал» 396 I.Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «Основы музыкального исполнительства (эстрадный вокал)» разработана в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, «Рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», разработанных Министерством культуры РФ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области вокального исполнительства в детских школах искусств. Эстрадный вокал является одним из самых популярных видов вокального творчества благодаря наглядности, доступности и повсеместному применению. Репертуар эстрадного вокалиста включает музыку разных стилей и направлений вокальной музыки, в том числе, народную, классическую (романсы), популярную, джазовую. Актуальность программы заключается в общедоступности. Она предусмотрена для детей с любыми музыкальными данными, которые желают научиться эстрадному пению. Программа ставит конкретные задачи, решение которых предполагает последовательность и постепенность музыкального развития воспитанников, с учетом их возрастных особенностей, при индивидуальном подходе к каждому из них. Педагогическая целесообразность программы в том, что в процессе её освоения у детей развиваются интеллектуальные и творческие способности. Это достигается за счет развития музыкального слуха, внимания, памяти, координации движения, развития чувства ритма. Кроме того программа позволяет познакомить детей с музыкальными произведениями мировой классики, лучшими образцами народной музыки, произведениями зарубежных 397 композиторов. В ходе реализации программы у детей воспитывается художественный вкус, трудолюбие, желание постигать азы мастерства. Срок реализации учебного предмета «Основы музыкального исполнительства (эстрадный вокал)» для детей, поступивших в первый класс в возрасте с шести с половиной лет до двенадцати лет составляет 5 лет. Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого обучающегося. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета «Основы музыкального исполнительства (эстрадный вокал)»: Таблица 1 Срок обучения Максимальная учебная нагрузка (в часах) Количество часов на аудиторные занятия Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу 5 лет 676 338 338 Сведения о затратах учебного времени: Таблица 2 Распределение по годам обучения Класс Продолжительность учебных занятий (в неделях) Количество часов на аудиторные занятия в неделю Общее количество часов на аудиторные занятия Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) 1 33 2 34 3 34 4 34 5 34 2 2 2 2 2 2 2 338 2 2 2 338 398 занятия Максимальное количество часов занятия в неделю Общее максимальное количество часов на весь период обучения 4 4 4 4 4 676 Возможно расширение объема учебного времени за счет предмета по выбору «Основы музыкального исполнительства (эстрадный вокал)». На предмет по выбору «Основы музыкального исполнительства (эстрадный вокал)» предусмотрена аудиторная нагрузка в количестве 1 час в неделю. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, продолжительность урока - 40 минут. Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности. Внеаудиторная работа может быть использована обучающимися на выполнение домашнего задания, просмотры видеоматериалов в области искусств, посещение учреждений культуры (театров, филармоний, цирков, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях. Цель учебного предмета – создание условий для формирования творческой потребности в музицировании, как форме самовыражения и получения эстетического удовлетворения, как одной из форм социальной адаптации. Задачи учебного предмета овладение обучающимся собственным голосом как музыкальным инструментом, ознакомление с исполнительскими возможностями голоса и разнообразием певческих приемов; формирование певческих навыков; приобретение знаний в области музыкальной грамоты; 399 формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах; оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания; воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины; воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности. Обучение должно соединять в себе два главных и взаимосвязанных направления. Одно из них – формирование певческих навыков и приемов, постановка голоса. Второе - развитие практических форм вокального музицирования, в том числе, разучивание вокальных произведений как по нотам, так и на слух. Методы обучения: словесный (рассказ, беседа, объяснение); метод упражнений и повторений (выработка певческих навыков обучающегося, работа над художественно-образной сферой произведения); метод показа (показ преподавателем певческих приемов, исполнение преподавателем вокальных произведений с использованием многообразных вариантов показа); объяснительно-иллюстративный (преподаватель исполняет произведение и попутно объясняет); репродуктивный метод (повторение обучающимся певческих приемов по образцу преподавателя); метод проблемного изложения (преподаватель ставит и сам решает проблему, показывая при этом обучающемуся разные пути и варианты решения); частично-поисковый (обучающийся участвует в поисках решения поставленной задачи); 400 эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления). Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей обучающегося. Структура программы учебного предмета Программа содержит следующие разделы: сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; распределение учебного материала по годам обучения; описание дидактических единиц учебного предмета; требования к уровню подготовки учащихся; формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация; методическое обеспечение учебного процесса. Материально-технические условия реализации учебного предмета Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой. Для реализации задач обучения необходима материально-техническая база, которая должна включать учебные аудитории и концертный зал. Концертный зал и аудитории для индивидуальных занятий должны быть оборудованы звуковой изоляцией и оснащены: - инструментами - фортепиано; 401 - учебной мебелью - столом и стульями для преподавателя и обучающихся; - микшерским пультом; - акустической системой; - звукоусиливающей аппаратурой; - микрофонами; - специальными процессорами обработки звука; - компьютером; - аудио- и видеозаписями профессиональных исполнителей эстрадной и джазовой музыки; - техническими средствами обучения: магнитофонами, музыкальными центрами, проигрывателями, пластинками, видеокассетами, аудиокассетами, дисками СD, МР3, DVD; - зеркалами; - пюпитрами; - нотной литературой; - шкафами (полками) для хранения методической, учебной литературы и пособий. Преподаватель должен иметь специальное образование и владеть всеми формами работы данной программы, а также новыми педагогическими технологиями обучения. Для музыкального развития учащегося большое значение имеет работа с концертмейстером. Исполнение произведений с аккомпанементом обогащает музыкальные представления учащегося, помогая лучше понять содержание, стиль, форму произведения. 402 II. Содержание учебного предмета Годовые требования Годовые требования исполнительских программ, содержат несколько разработанных с вариантов учетом примерных индивидуальных возможностей и интересов учащихся. 1 год обучения (1 класс) Аудиторная нагрузка 2 часа в неделю. Самостоятельная работа не менее 2 часов в неделю Развитие навыков музицирования. Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления. - организация певческого аппарата; - формирование певческого дыхания; - ознакомление с навыками гигиены и охраны голоса; - развитие метро-ритмического чувства; - ознакомление с вокальными навыками в эстрадной манере исполнения; - формирование правильного певческого звука; - раскрепощение мышечного аппарата; - развитие навыков вокальной дикции и артикуляции; - формирование первичных навыков пения с фонограммой-«минус» и микрофоном. Развитие технических навыков. В программу первого года обучения входит пение элементарных вокальных упражнений в медленном темпе с использованием следующих интервалов: малая и большая секунды, малая и большая терции, чистая октава. Объём и характеристика репертуара. В течение года обучающиеся должны разучить 6-8 вокальных произведений с сопровождением фортепиано и инструментальной фонограммы: 403 народные, колыбельные песни, произведения отечественных композиторов, произведения композиторов классиков, современных композиторов. В конце учебного года учащиеся должны исполнить на академическом концерте два разнохарактерных произведения. Таблица 3 Текущий контроль Контрольный урок: произведение на выбор Промежуточная аттестация одно Академический концерт: два разнохарактерных произведения Примерные программы академического концерта Таблица 4 1 вариант 2 вариант Р.н.п. «Во поле береза стояла» Р.н.п. «Со вьюном я хожу» Ранда С. «Маленький лягушонок» Гладков Г. «Песня о волшебниках» Крылатов Е. «Колыбельная Вихарева Л. «Необитаемый остров» медведицы» Климов С. «Пони» Хромушин О. «Хитрый кенгурёнок» В результате первого года обучения учащийся должен получить элементарные представления не только о строении голосового аппарата, но и том, что такое: правильная постановка корпуса при пении; певческое дыхание; правильное певческое формирование гласных в сочетании с согласными звуками, четкое произношение согласных звуков; слуховое осознание чистой интонации. Примерный репертуарный список Варламов А. «Том и Джери» Варламов А. «Шарманщик» Вихарева Л. «Ёжик-почтальон» Вихарева Л. «Необитаемый остров» Вихарева Л. «Улитка» Климов С. «Пони» Климов С. «Именинник» Ранда С. «Маленький лягушонок» Ранда С. «Маскарад на цветной луне» Гладков Г. «Песня о волшебниках» Гладков Г. «Песня-спор» Крылатов Е. «Колыбельная медведицы» 404 КрылатовЕ.«Ласточка» Моцарт В.А. «Весенняя песня» Паулс Р. «Золотая свадьба» Паулс Р. «Кашалотик» Р.н.п. «Со вьюном я хожу» Р.н.п. «Во поле берёза стояла» Струве Г. «Музыка» Хромушин О. «Хитрый кенгурёнок» Шотл.н.п. «Пэгги» Шаинский В. «Облака» Шаинский В. «Улыбка» Шаинский В. «Когда мои друзья со мной» 2 год обучения (2 класс) Аудиторная нагрузка 2 часа в неделю. Самостоятельная работа не менее 2 часов в неделю Развитие навыков музицирования. - продолжить знакомство с правилами гигиены и охраны голоса; - развивать музыкально-певческие способности: музыкальный слух, музыкальную память, музыкальное мышление, эмоциональность; - формировать вокально-технические знания, умения, навыки; - обучить правильному звукообразованию, сохранению устойчивого положения гортани, «вдыхательного» состояния при пении, спокойно- активному, экономному выдоху; - сформировать навыки пения с фонограммой-«минус» и микрофоном. Развитие технических навыков. В программу второго года обучения входит пение вокальных упражнений, включающих мажорные и минорные гаммы, трезвучия, опевания, скачки на октаву вверх и вниз. Объём и характеристика репертуара. В течение года обучающиеся должны пройти 6-8 вокально-эстрадных произведений различных жанров и направлений: народные, колыбельные песни, произведения отечественных композиторов, произведения композиторов классиков, современных композиторов. 405 В конце первого и второго полугодий учащиеся должны исполнить на академическом концерте два разнохарактерных произведения. Таблица 5 Текущий контроль Контрольный урок (1 и 2 полугодия) Промежуточная аттестация Академический концерт (1 полугодия) и 2 Примерные программы академических концертов Таблица 6 1 вариант 2 вариант Ранда С. «Паровозик детства» Полякова О. «Письмо» Варламов А. «Вальс победы» Климов С. «Дракошка Парамошка» Минков М. «Дорога добра» Варламов А. «Листопад» Чаплин Ч. «Весёлый смех» Полякова О. «Дерево-жираф» В результате второго года обучения учащийся должен расширить «рабочий» диапазон голоса, желательно до 1,5 октав, начать выравнивать звучность гласных и привыкать к краткой и очень энергичной артикуляции согласных. Продолжается работа над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры, совершенствуется работа с учебной фонограммой «минус». В работе над произведениями учащийся должен уметь певуче, пластично вести звук, вносить в исполнение элементы художественного творчества, чувствовать движение мелодии, динамику ее развития и кульминацию произведения. Формирование у учащихся основных свойств певческого голоса: звонкости, полетности, микстового, то есть смешанного звучания, тембровой ровности, пения с вибрато. Забота о сохранении индивидуального приятного тембра здорового голоса, обучение умению петь активно, но не форсированно. Обучение непринужденному, естественному, льющемуся пению, гибкому владению голосом. Правильное формирование гласных и обучение учащихся четкому произношению неуклонно выполнять согласных все правила звуков. пения, Формирование перенося потребности отработанное в упражнениях на исполнение произведений. 406 Примерный репертуарный список Варламов А. «Вальс Победы» Варламов А. «Флейта» Варламов А. «Листопад» Климов С. «Дракошка Парамошка» Полякова О. «Дерево-жираф» Ранда С. «Паровозик детства» Полякова О.« «Письмо» Р.н.п. «Со вечера дождик» Р.н.п. «У зори-то, у зореньки» Минков М.«Дорога добра» Пахмутова А. «Добрая сказка» Р.н.п. «Возле речки. Возле мосту» Р.н.п. «Вниз по матушке, по Волге» Р.н.п. «Как пойду я на быструю речку» Хромушин О. «Колыбельная» Чаплин Ч. «Весёлый смех» Р.н.п. «При долинушке калинушка стоит» Шошин В. «Кораблик» 3 год обучения (3 класс) Аудиторная нагрузка 2 часа в неделю. Самостоятельная работа не менее 2 часов в неделю Развитие навыков музицирования. - закреплять все ранее полученные вокально-технические навыки; - обучить умению анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение; - развить творческие способности на основе стремления к самостоятельности в осмыслении трактовки произведения; - сформировать умения работать с профессиональной фонограммой «минус» и микрофоном. Развитие технических навыков. В программу третьего года обучения входит пение вокальных упражнений, включающих мажорные и минорные трезвучия, арпеджио в медленном темпе, мажорные и минорные гаммы в более быстром темпе, тесситурные скачки. 407 Объём и характеристика репертуара. В течение года обучающиеся должны пройти 6-8 вокально-эстрадных произведений различных жанров и направлений: народные, колыбельные песни, произведения отечественных композиторов, произведения композиторов классиков, современных композиторов. В конце первого и второго полугодий учащиеся третьего класса исполняют на академическом концерте два разнохарактерных произведения. Таблица 7 Текущий контроль Промежуточная аттестация Контрольный урок (1 и 2 полугодия): Академический концерт (1 полугодия) и 2 Примерные программы академических концертов Таблица 8 1 вариант Гуцалюк Р. «Утро» Брейтбург К. «Дорога к солнцу» Крылатов Е. «Колокола» Осошник В. «Иван Купала» 2 вариант Гладков Г. «Песня друзей» Полякова О. «Удивительная кошка» Крылатов Е. «Прекрасное далёко» Дёмин А. «Таинственный остров» В результате третьего года обучения учащийся должен отработать и закрепить полученные ранее вокально-технические навыки. В соответствии со способностями, учащийся должен овладеть подвижностью голоса, выявить тембр голоса, уметь работать с профессиональной, без мелодии произведения, фонограммой, уметь петь с микрофоном. Примерный репертуарный список Брейтбург К. «Дорога к солнцу» Варламов А. «Про Мурзика» Варламов А. «Разноцветная семья» Гладков Г. «Песня друзей» Гладков Г. «Дуэт Принцессы и Трубадура» Гладков Г. «Песня Львёнка и Черепахи» Гладков Г. «Песенка Зайца и Волка» Гуцалюк Р. «Утро» 408 Дёмин А. «Таинственный остров» Крылатов Е. «Это знает всякий» Крылатов Е. «До чего дошёл прогресс!» Крылатов Е. «Колокола» Крылатов Е. «Три белых коня», Крылатов Е. «Прекрасное далёко» Осошник В. «Иван Купала» Полякова О. «Удивительная кошка» Полякова О. «Облака из пластилина» Полякова О. «Пеликаны» Полякова О. «Песня о разных языках» Полякова О. «Соломенное лето» 4 год обучения (4 класс) Аудиторная нагрузка 2 часа в неделю. Самостоятельная работа не менее 2 часов в неделю Развитие навыков музицирования. - закрепление всех вокально-технических навыков; - формирование умения читать ноты; - обучение осмысленному, выразительному, художественному вокальному исполнительству; - научить самостоятельно работать над укреплением технических приемов в музыкальных произведениях; - ознакомить с работой над иностранным текстом произведения; - закрепить навык работы с микрофоном и навык работы с фонограммой«минус». Развитие технических навыков. В программу четвертого года обучения входит пение вокальных упражнений, включающих мажорные и минорные трезвучия, арпеджио в медленном темпе, мажорные и минорные гаммы в более быстром темпе, тесситурные скачки на квинту, сексту, октаву. В течение произведений: года обучающиеся народные, эстрадные должны изучить 6-8 песни русских и вокальных зарубежных 409 композиторов, произведения композиторов классиков, джазовые вокальные композиции. В конце первого и второго полугодий учащиеся четвертого класса исполняют на академическом концерте: два разнохарактерных произведения. Таблица 9 Текущий контроль Промежуточная аттестация Контрольный урок (1 и 2 полугодия): Академический концерт (1 полугодия) и 2 Примерные программы академических концертов Таблица 10 1 вариант Полякова О. «Пеликаны» Гладков Г. «Дуэт Принцессы и Трубадура» Крылатов Е. «До чего дошёл прогресс!» Полякова О. «Соломенное лето» 2 вариант Крылатов Е. «Три белых коня» Крылатов Е. «Это знает всякий» Полякова О. «Облака из пластилина» Кунец А. «Новый день» В результате четвертого года обучения учащийся должен отработать и закрепить полученные ранее вокально-технические навыки. В соответствии со способностями, учащийся должен овладеть подвижностью голоса, выявить тембр голоса, уметь работать с профессиональной фонограммой, уметь петь с микрофоном. Примерный репертуарный список Ащепков Ю. «Песня чайной розы» Ащепков Ю. «Казачья колыбельная» Ащепков Ю. «Молитва» Ащепков Ю. «Ночь» Ащепков Ю. «Тучки небесные» Anderson B. «Knowing Me Knowing You» Anderson B. «Money» Anderson B. «Take A Chance On Me» Anderson B. «The Winner Takes It All» Anderson B. «Happy New Year» 410 Michael Masser «All At Once» Bobby Hebb «Sanny» Stevie Wonder «I Just Called To Say I Love You» Stevie Wonder «Isn’t She Lovely» Andrew Lloyd Webber « Memory» Jasques Revaux and Claude Francois « My Way» Joe Dassin « Les Champs-Elysees» 5 год обучения (5 класс) Аудиторная нагрузка 2 часа в неделю. Самостоятельная работа не менее 2 часов в неделю Развитие навыков музицирования. - закрепление всех вокально-технических навыков; - формирование умения петь с листа; - обучение осмысленному, выразительному, художественному вокальному исполнительству; - научить самостоятельно работать над укреплением технических приемов в музыкальных произведениях; - подолжить работу над произведениями с иностранным текстом; - закрепить навык работы с микрофоном и навык работы с фонограммой«минус». Развитие технических навыков. Большое место отводится упражнениям, вырабатывающим кантилену (восходящие и нисходящие гаммы, арпеджио), а также упражнениям, построенным на пунктирном и синкопированном ритме. Учащийся должен овладеть различными динамическими оттенками, и закрепить навыки красивого и выразительного пения: дикции и артикуляции, «опёртого» дыхания, развития тембра, певучести голоса; навык работы с микрофоном, навык работы с фонограммой-«минус». На данном этапе обучения должно произойти закрепление динамического стереотипа: вокально- технические и исполнительские навыки должны быть доведены до автоматизма. 411 Активизируется работа над словом в связи с раскрытием художественного содержания произведения. Кроме того, учащийся должен уметь петь вокальные упражнения, включающие мажорные и минорные гаммы, мажорные и минорные трезвучия, арпеджио, опевания, скачки на квинту, октаву вверх и вниз. Объём и характеристика репертуара. В течение года обучающиеся должны изучить 6-8 вокальных произведений различных жанров и направлений: народные песни, романсы, современные русские и зарубежные произведения, а так же песни прошлых лет и джазовые вокальные композиции. В конце учебного года учащиеся выпускного класса исполняют на итоговом академическом концерте два разнохарактерных произведения. Таблица 11 Текущий контроль Контрольный урок (1 полугодие) Итоговая аттестация Академический концерт Примерные программы академического концерта Таблица 12 1 вариант Ащепков Ю. «Анютины глазки» Anderson B. « Waterloo» Ащепков Ю. «Ангел» Gibb Barry and Robin «Woman In Love» 2 вариант Полякова О. «Старый дом» Решетников С. «Мода» Ащепков Ю. «Замок чудес» Варламов А. «Рождество» В результате пятого года обучения учащийся должен закрепить полученные ранее вокально-технические навыки, овладеть подвижностью голоса, научиться использовать различные динамические оттенки, выявить красивый индивидуальный тембр. Кроме того, учащийся должен уметь применять эстрадно-джазовые форшлаги, группетто, пассажи, уметь работать с профессиональной фонограммой «минус», уметь самостоятельно работать с иностранным текстом произведения, уметь правильно применять микрофон. 412 Примерный репертуарный список Ащепков Ю. «Анютины глазки» Ащепков Ю. «Ангел» Ащепков Ю. «Замок чудес» Варламов А. «Рождество» Вихарева Л. «Баба Нина» Вихарева Л. «Музыка» Вихарева Л. «Сороконожка» Полякова О. «Старый дом» РешетниковС. «Мода» Anderson B. « Waterloo» Anderson B. «I Love You» Anderson B. «Mamma Mia» Anderson B. «Dancing Queen» Anderson B. «Fernando» Gibb Barry and Robin «Woman In Love» Lennon J. аnd McСartney P. «Yesterday» 413 III. Требования к уровню подготовки учащегося Обучающийся к концу прохождения курса программы должен: - знать музыкальные термины; - знать вокальные термины; - знать структуру и формы вокальных произведений; - знать основные направления вокальной эстрадной музыки; - знать композиторов, работающих в различных направлениях вокальной эстрадной музыки; - владеть правильным певческим дыханием; - владеть певческой дикцией и артикуляцией; - владеть чистотой интонирования; - владеть певческими приемами и навыками; - владеть умением различать принадлежность музыкального произведения к определенному направлению эстрадной вокальной музыки; - приобрести навык публичных выступлений в качестве солиставокалиста. - владеть основными навыками преодоления сценического волнения. 414 IV. Формы и методы контроля. Критерии оценок. Содержание программы направлено на обеспечение художественноэстетического развития учащегося и приобретения им художественноисполнительских знаний, умений и навыков. Оценка качества реализации учебного предмета включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Текущий контроль имеет воспитательные цели, направлен на поддержание учебной дисциплины, на ответственную организацию домашних занятий, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник обучающегося. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. В качестве средств текущего контроля успеваемости используются поурочные оценки за самостоятельную домашнюю работу, контрольные уроки, прослушивания. Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся в классе по специальности. Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности. Это своего рода проверка навыков самостоятельной работы учащегося, проверка технического роста, проверка степени овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование). Проверка умения читать ноты с листа, грамотно рассказать об исполняемом произведении, выполнять задания по подбору по слуху, на доступном для обучающегося уровне, осуществляется преподавателем во время классных занятий на протяжении всего периода обучения и на контрольном уроке в Iполугодии учебного года. Промежуточная аттестация в форме академического концерта предполагает публичное (на сцене) исполнение учебной программы или ее 415 части в присутствии комиссии, родителей, учащихся и других слушателей. Для академического концерта преподаватель должен подготовить с учеником 2 произведения. Выступление ученика обязательно должно быть с оценкой. Итоговая аттестация проводится в выпускном классе. На итоговый академический концерт выносятся два произведения. Комиссия должна со вниманием относиться к характеристике ученика, данной его преподавателем. Выставляя оценку, разумно использовать не общий стандартный, а дифференцированный подход к учащемуся. Критерии оценки При оценивании обучающегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать: - формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой; - наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления; - овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве, подборе аккомпанемента; - степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений. Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения, навыки. По итогам исполнения выставляются оценки по пятибалльной шкале с использованием «+» и «-». Таблица 9 1 недочет 3 недочета 1 ошибка 1 ошибка и 3 недочета 2 ошибки и 2 недочета 2 ошибки или 6 недочетов 3 грубые ошибки и 1 мелкий недочет Оценка «3-» («удовлетворительно») 3 грубые ошибки и 2 мелких Оценка «5» («отлично») Оценка «5-» («отлично») Оценка «4+» («хорошо») Оценка «4» («хорошо») Оценка «4-» («хорошо») Оценка «3+»(«удовлетворительно») Оценка «3» («удовлетворительно») 416 Оценка «2» («неудовлетворительно») недочета 4 и более грубых ошибок Таблица 10 Ошибки - остановка во время исполнения произведения; - смена дыхания на звуке (в середине слова, фразы); - ошибки в воспроизведении художественного текста; - темпо-ритмическая нестабильность; - вялая работа артикуляционного аппарата; - неточное, маловыразительное интонирование на протяжении всего произведения; - отсутствие чувства ансамбля с концертмейстером; - «пестрая» манера голосообразования; - отсутствие чувства формы, стиля и жанра исполняемого произведения; - формальное исполнение вокального произведения, без образного осмысления художественного текста; - ограниченность динамической гибкости голоса (однообразие и монотонность звучания); - отсутствие вокально-слухового самоконтроля; - несоответствие репертуара исполнительским возможностям; - неустойчивое психологическое состояние во время исполнения. Недочеты - «смазанное» исполнение сложного ритмического рисунка (синкопа, шестнадцатые длительности, триоли, квинтоль и т.п.); - несовершенство дыхательной опоры; - несовершенство работы артикуляционного аппарата; - не всегда чистая интонация; - несовершенство динамического развития голоса; - не всегда осмысленное, выразительное исполнение художественного текста; - недостаточное понимание художественного замысла исполняемого произведения; - незначительное изменение темпа в сторону ускорения/замедления; - неяркое выражение характера произведения; - незначительная нестабильность психоэмоционального поведения на сцене; - недостаточный вокальнослуховой самоконтроль. 4 недочета соответствуют одной ошибке. 417 V. Методическое обеспечение учебного процесса Методические рекомендации преподавателям Срок реализации программы учебного предмета позволяет: перейти на обучение по предпрофессиональной программе, продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей, участвовать в различных самодеятельных ансамблях. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученикам. Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой - посещением выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром концертов и музыкальных фильмов. Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию. Необходимо познакомить учащегося с историей эстрадной вокальной музыки, рассказать о выдающихся эстрадных исполнителях и композиторах. Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития. Все это определяет содержание индивидуального учебного плана учащегося. На заключительном этапе ученики имеют опыт исполнения произведений классической и народной музыки, эстрадных и бардовских песен, опыт пения в ансамбле. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике. Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся получает знания музыкальной грамоты, основы гармонии, которые применяются при подборе по слуху. Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей 418 и возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и вокальных данных. Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых). Методические рекомендации по организации самостоятельной работы Самостоятельные занятия должны быть построены таким образом, чтобы при наименьших затратах времени и усилий, достичь поставленных задач и быть осознанными и результативными. Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом методической целесообразности, минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ общего образования. Для организации домашних занятий обязательным условием является наличие дома у ученика музыкального инструмента, а также наличие у него нотного материала. Самостоятельные занятия должны проходить при хорошем физическом состоянии учащегося, занятия при плохом самочувствии опасны для здоровья и не продуктивны. Роль педагога в организации самостоятельной работы учащегося велика. Она заключается использованию в необходимости учебного обучения внеаудиторного ребенка времени. эффективному Педагогу следует разъяснить ученику, как распределить по времени работу над разучиваемыми произведениями, указать очередность работы, выделить наиболее проблемные места данных произведениях, посоветовать способы их отработки. Самостоятельные домашние занятия учащегося предполагают продолжение работы над освоением произведения, которая была начата в классе под руководством педагога. Выполнение домашнего задания - это работа над деталями исполнения (звуком, техническими трудностями, динамикой, нюансировкой, артикуляцией), а также запоминание и исполнение 419 произведений наизусть. Для плодотворной и результативной самостоятельной работы ученику необходимо получить точную формулировку посильного для него домашнего задания, которое будет записано педагогом в дневник учащегося. 420 VI. Список литературы Учебная литература 1. Абт, Ф. Вокализы. Избранные упражнения. [Ноты]: (Вокализ № 1-10 ) / Ференц Абт. – Перепечатанные ноты. 2. Антология советской детской песни. Выпуск 3. Для детей среднего школьного возраста в сопровождении фортепиано [Ноты]: сборник песен / Москва: 1988. - 167с. 3. Ащепков, Ю. Романсы на стихи русских поэтов [Ноты]: сборник романсов/ Новосибирск: 2000. - 87с. 4. Башина, О. Колыбельные песни [Ноты] / О. Башина, К. Киприянова. Новосибирск.: Книжица, 1999. – 103 с. 5. Бойко, Р. Серебристый пояс [Ноты] / Ростислав Бойко. - М.: Советский композитор, 1991. – 78 с. 6. Бокова, Т. С песней круглый год [Звукозапись] / Татьяна Бокова, исп.: Бокова Т. - ЗАО ТВИК-Лирек, 2004. – 1 мк. 7. Букин, В. Песни наших дней 1987 – 1988 [Ноты] / Владислав Букин. – М.: Музыка, 1988. – 157 с. 8. Ваккаи, Н. Вокализы. [Ноты] : (Вокализ № 1-3 ) / Н. Ваккаи. – Перепечатанные ноты. 9. Варламов, А. Песни для всей семьи [Звукозапись] / Андрей Варламов, Панина Р, Фет А, Сазонова О. [и др.]; исп.: Анисимова Н., Жученко Ю., Потанина Н. [и др.]. – М.: ООО Росмен-Аудио, 2000. – 1 мк. 10. Вилинская, И. Вокализы [Ноты]: (Вокализ№ 1-4 ) / И. Вилинская. – Перепечатанные ноты. 11. Вирижников, Ю. Млечный путь [Звукозапись] / Юрий Вирижников. – М.: ВЕСТЬ-ТДА, 2000. – 1 мк. 12. Вирижников, Ю. Пришла любовь [Звукозапись] / Юрий Вирижников; исп. детская эстрадная группа Ю – Класс – шоу. – М.: 2006. – 1 электрон.опт. диск. 13. Волкова, В. Любимые детские песни [Ноты] / В. Волкова. – Минск: ООО Харвест, 2004. – 304 с. 14. Воспоминание о романсе. Песни для голоса в сопровождении фортепиано [Ноты]: сборник песен/ Ленинград: 1984 г.-48 с. 15. Гаврилин, В. [Ноты] / Владимир Гаврилин. - Л.: Советский композитор, 1987. – 77 с. 16. Гладков, Г. А может быть ворона [Ноты] / Григорий Гладков. Ярославль: Академия развития. Академия Холдинг, 2002. – 88 с. 17. Гоморев, А. Твои любимые песни [Ноты] / А. Гоморев, вып.2. – М: Советский композитор, 1989. – 31 с. 18. Грдиенко, О. Хрестоматия для пения [Ноты]: Для учащихся вокальных отделений ДМШ и ДШИ / О. Грдиенко. – М.: 2001. – 97 с. 19. Гуцалюк, Р. Ты и я [Звукозапись] / Роман Гуцалюк, Нина Соловьёва; исп: Муромцева Д., Красикова И., Рахамимов И., Бельченко А., Непершина А., Говоркян Э., Артемьева А. [и др.]. – М.: ВЕСТЬ-ТДА, 421 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 2000. – 1 мк Дольникова, Р. Зарубежная эстрадная песня за 100 лет. [Ноты] / Р.Дольникова. - Л.: Музыка,1980. – 87 с. Дунаевский, И. Чьи песни ты поёшь? [Ноты] / И. Дунаевский. - М.: Музыка, 1971. – 78 с. Дунаевский, М. Песни – картинки [Ноты] / Максим Дунаевский, вып.36. – Л.: Советский композитор, 1989. – 18 с. Дунаевский, М. Городские цветы. Песни для голоса в сопровождении фортепиано [Ноты]: сборник песен/ М.И.ДунаевскийМосква: «Советский композитор» 1988.-72с. Дружба начинается с улыбки. Песни на стихи Пляцковского М. [Ноты]: сборник песен/ Москва: «Советский композитор» 1989.-152с. Ермолаев, П. Чудо – юдо [Звукозапись] / Павел Ермолаев, Галина Айвазян; исп.: Куклачёв Ю., Ермолаев П., Ермолаева А. – М.: ВЕСТЬТДА, 2002. – 1 мк. Зарицкая, Е. Лучшие хиты детской шоу-группы Саманта [Звукозапись] / Евгения Зарицкая; исп. шоу-группа Саманта. – С-Пб.: 2006. – 2 электрон.опт. диск. Збираник, Е. Гармошечка – говорушечка. [Ноты] / Е. Збираник, вып.7. – М.: Музыка,1989. – 47 с. Итальянские песни для голоса в сопровождении фортепиано [Ноты]: сборник песен/ составитель В. Миркотан Москва: «Музыка» 1994.-30с. Кирюшин, В. Интонационно-слуховые упражнения для развития абсолютного звуковысотного музыкального слуха, мышления и памяти [Ноты]: сборник упражнений/ В.Кирюшин Москва: 1992.-46с. Конконе, Дж. Вокализы [Ноты]: (Вокализ№ 1-20): ор. 9./ Джузаппе Конконе. – Перепечатанные ноты. Краснов, Г. Зарубежная эстрадная песня за 100 лет [Ноты] / Г. Краснов. – Л.: Музыка, 1980. – 87 с. Крылатов, Е. Крылатые качели [Ноты]: Песни из телефильма Приключения Электроника / Евгений Крылатов. - М.: Советский композитор, 1983. – 39 с. Крылатов, Е. Крылатые качели. [Ноты]: сборник песен/ редактор С.Анашкин Москва: 2001.-68с. Липовой, С. Мир тебе открылся [Ноты]: Лирические песни и баллады американских композиторов, песни из американских мюзиклов / Сергей Липовой. – Новокузнецк.: ОАО Новокузнецкий полиграфкомбинат, 2002. – 59 с. Лученок, И. Избранные песни [Ноты] / Игорь Лученок. – Л.: Советский композитор, 1988. – 62 с. Лучшие песни группы АВВА [Ноты]: сборник песен/ Ростов-на-Дону: «Феникс» 2002.-80с. 422 37. Любимые русские народные песни для голоса в сопровождении фортепиано [Ноты]: сборник песен/ составитель В.Жаров Москва: 1985.-79с. 38. Матвеева, Н. Улыбка. [Ноты]: Популярные песни из детских мультфильмов и телепередач / Н.Матвеева. – М.: Советский композитор, 1986.- 40 с. 39. Модель, В. Буратино [Ноты]: Песенник для детей / В. Модель, вып.4. – Л.: Советский композитор, 1989. – 62 с. 40. Мондрус, Л. [Звукозапись] / Лариса Мондрус; комп.: Аедоницкий П., Гладков Г., Саульский Ю. [и др.]. – М.: ЗАО ТВИК-Лирек, 2002. – 1 мк. 41. Морозова, Т. Все мы дружим с песенкой [Звукозапись] / Татьяна Морозова; исп. Морозова Т. – М.: 2006. – 1 электрон.опт. диск. 42. Мошкин, А. После дождя [Ноты]: Песни для детей. / А.Мошкин. Новосибирск.: 1999. – 89 с. 43. Назаренко, И. Мне не забыть тебя [Ноты]: Популярные итальянские песни / Иван Назаренко. – М.: Музыка, 1979. – 78 с. 44. Никитин, С. Синий цвет [Ноты]: Поют Татьяна и Сергей Никитины / Сергей Никитин. – М.: Советский композитор, 1989. – 64 с. 45. Никитин, С. Это очень интересно [Ноты]: Песни Никитина С. На стихи Мориц Ю. / Сергей Никитин. - М.: Советский композитор, 1991 – 70 с. 46. Олинская, И. Е. Популярный справочник – песенник [Ноты] / Ирина Олинская, Дмитрий Ухов, Вальтер Оякяер. – М.: Музыка, 1988.- 250 с. 47. Песни радио, кино и телевидения. Выпуск 80 [Ноты]: сборник песен/ редактор Ш. Бяшаров Москва: 1988. – 24с. 48. Петров, А. Песни из кинофильма «Синяя птица» [Ноты]: сборник песен/ А. Петров Ленинград: «Музыка» 1976.-48с. 49. Паулс, Р. Птичка на ветке. Песни для детей в сопровождении фортепиано [Ноты]: сборник песен/ Р. Паулс Ленинград: «Музыка» 1990.-64с. 50. Полякова, О. Конфеты [Звукозапись] / Ольга Полякова; исп.: Гостева М., Маркова Ю., Шохина Л. [и др.]. – М.: Глобус, 2002. – 1 мк. 51. Поплянова, Е. Песни [Звукозапись] / Елена Поплянова. – М.: 2006. – 1 электрон. опт. диск. 52. Птичкин, Е. Песни [Ноты] / Евгений Птичкин.– М.: Советский композитор, 1975. – 56 с. 53. Ранда, С. Маскарад на цветной луне. [Ноты]: Поёт Евгения Ранда. Песни для детей / Светлана Ранда – Новосибирск.: Классик-А, 2002. – 16 с. 54. Самойлов, Д. Ночные цветы [Ноты]: Старинные русские романсы / Д. Самойлов.– М.: ТОО Кифара, 1994. – 79 с. 55. Трегубов, С. Отрывки из оперетт советских и зарубежных авторов [Ноты] / С. Трегубов, вып.13. – М.: Музыка, 1968. – 32 с. 56. Фестивали и конкурсы [Видеозапись] / Личный архив. – 1996 – 2000. – 10 вк. 57. Френкель, Я. О встречах и разлуках [Ноты] / М.:Я. Френкель. - М.: 423 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. Советский композитор, 1982. – 118 с. Хрестоматия вокально-педагогического репертуара для баритона и баса [Ноты]: сборник песен/ составитель Г.Аден Москва: «Музыка» 1966.124с. Хромушин, О. «Джазовое сольфеджио» 3-7 классы детской музыкальной школы [Ноты]: учебное пособие/ О. Хромушин Санкт-Петербург: «Композитор» 2002.-55с. Хромушин, О. Вот здорово! [Ноты]: Песни для детей / Олег Хромушин. – Л.: Советский композитор, 1989. – 38 с. Челноков, И. Наша школа [Звукозапись] / Илья Челноков, Елена Челнокова; исп: Мельничук А., Сергушов Е., Челноков В. – М.: ВЕСТЬТДА, 2002. – 1 мк. Черепанов, В.А. Песни, тексты, ноты [Звукозапись] / Вадим Черепанов. – М.: 2006. – 1 электрон. опт. диск. Шаинский, В. Песни [Ноты] / Владимир Шаинский. – М.: Музыка, 1988. – 62 с. Шаинский, В. Избранные песни. Для детей в сопровождении фортепиано [Ноты]: сборник песен/ В. Шаинский Москва: «Советский композитор» 1989.-165с. Энтин, Ю. Золотая горка [Звукозапись] / Юрий Энтин, Давид Тухманов, исп.: Гальцев Ю., детский ансамбль Непоседы. – М.: ЗАО Творческий Центр Юрия Энтина, 2002. – 1 мк. Юдахина, О. Домисолька [Звукозапись] / Ольга Юдахина; исп.: Ермолова С. - М.: ВЕСТЬ-ТДА, 2001. – 1 мк. Методическая литература 1. Асафьев, Б. О хоровом искусстве [Текст]: учебное пособие для преподавателей / Б. Асафьев Л.: 1980. - 83с. 2. Апраксина, О.О. Музыкальное воспитание в школе [Текст] / О.О. Апраксина - М.: Музыка, 1978. – 70 с. 3. Апраксина, О.О. Хрестоматия по методике музыкального воспитания [Текст] / О.О. Апраксина - М.: Просвещение, 1987 . – 165с. 4. Белобородова, Е.Ю. Техника эстрадного вокала [Электронный ресурс] / Е.Ю. Белобородова // wwwbookvoed. ru – 2008. 5. Бернстайн, Л. Концерты для молодёжи [Текст] / Л. Бернстайн – М.: Советский композитор, 1991. - 45с. 6. Бриль, И. Практический курс джазовой импровизации [Текст] / Бриль И., ред. Холопова Ю. - М.: Советский композитор, 1985. – 68 с. 7. Дмитриев, Л.Б. Методические взгляды Э.Барра (Милан) [Текст] / Л.Б. Дмитриев. // Вопросы физиологии пения и вокальной методики, 1975. № 25. - С.11-17. 8. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики [Текст] / Л.Б.Дмитриев М.: Музыка, 1996. – 366 с. 9. Емельянов, В. Развитие голоса: [Электронный ресурс] / В.Емельянов // 424 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. wwwbookvoed. ru – 2003. – 19 января. Емельянов, В. Развитие голоса: [Электронный ресурс] / В.Емельянов // wwwbookvoed. ru – 2003. – 19 января. Емельянов, В. Фонопедический метод развития развитие голоса [Текст]: учебное пособие для преподавателей / В.В. Емельянов Ленинград: 1991.103с. Емельянов, В. Фонопедический метод развития развитие голоса [Текст]: учебное пособие для преподавателей / В.В.Емельянов С.-Петербург: 2000.-120с. Луканин, В. Мой метод работы с певцами [Электронный ресурс] / В. Луканин – Л.: 1972. - 2010.- 4 февраля. Луканин, В. Мой метод работы с певцами [Электронный ресурс] / В. Луканин – Л.: 1972. - 2010.- 4 февраля. Малышева, Н.М. О пении. Из опыта работы с певцами: [Электронный ресурс] / / Методическое пособие / Н.М.Малышева – М.: 1988. – 2010. 4 февраля. Милько, И.П. Поговорим о музыке [Текст] / Милько - Минск.: Беларусь, 1989. – 35 с. Морозов, В.П. Искусство резонантного пения: [Электронный ресурс] / В.П.Морозов / / Исследования – М.: 2002. – 2010. 4 февраля. Орлова, Т. Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет. [Текст] / Т. Орлова, С. Бекина. - М.: Просвещение, 1988. – 75с. Пащенко, Н.В. Гуманная педагогика глазами ребенка [Текст]: учебное пособие для преподавателей /Н.В.Пащенко, Т.В.Павлова Новосибирск: 1998.-148с. Попов, В. Русская народная песня в детском хоре [Текст]: учебное пособие для преподавателей / В.Попов М.:1985.-88-140с. Попов, В. Хоровой класс [Текст]: учебное пособие/В.Попов, П.Халабузарь Москва: 1988.-3-58с. Попков, Н. Постановка голоса [Текст]: практический курс современного эстрадного пения / Попков Н., Москва: 1997.-3-94 с. Стулова, Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению [Текст] / Г.П. Стулова - М.: Прометей, 1992. – 59с. Стулова, Г.Г. Хоровой класс [Текст] / Г.Г.Стулова. - М.: Просвещение, 1988. – 126 с. СэтРиггз Пойте как звезды [Текст]: полная программа совершенствования вашего голоса / сост. и ред. Д.Д. КаррателлоПетербург: 2007.-5-118с., 2 СD Струве, Г. Школьный хор [Текст]: учебное пособие / Г.Струве М.: 1981.-50с. Соколова, В. Работа с детским хором [Текст]: учебное пособие для преподавателей / В.Соколова М.: 1981.-90с. 425 28. Соколов, В. Попов В. Школа хорового пения. Вып. 2 [Текст]: учебное пособие/ В.Соколов, В.Попов М.: 1987.-3-80с. 29. Соколов, В. Работа с хором. 2-е изд. [Текст]: учебное пособие/ В.Соколов М.: 1983.-119с. 30. Струве, Г. Хоровое сольфеджио.2-е изд. [Ноты]: учебное пособие/ Г.Струве М.:1988.-69с. 31. Тихеева, Л. Школа хорового пения. Вып. 1. [Ноты]: учебное пособие/ Л. Тихеева М.:1986.-180с. 32. Троицкий, А. Поп-Лексикон [Текст] / А.Троицкий.- М.: АСКинтерпринт, 1990 . – 87с. 33. Халабузарь, П. Методика музыкального воспитания [Текст]: учебное пособие/ П.Халабузарь, В.Попов, Н. Добровольская М.: 1990.-124с. 34. Халабузарь, П.. Эстетическое воспитание в школах искусств [Текст]: сборник статей/ П. Халабузарь М.: 1988.-60с. 35. Хромушин, О. Учебник джазовой импровизации для ДМШ [Текст] / О. Хромушин - С-Пб.: Северный олень, 1997. – 76 с. 36. Юссон, Р. Певческий голос: [Электронный ресурс] / Р. Юссон - М.: Музыка, 1974. – 2010. 1 февраля. 37. Яковлева, А. Вокальный словарь [Текст] / А. Яковлева, И. Кочнева. - Л.: Музыка, 1986 . – 119 с. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Сертификат Владелец Действителен 603332450510203670830559428146817986133868575878 Доценко Татьяна Ивановна С 25.02.2021 по 25.02.2022 ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Сертификат Владелец Действителен 603332450510203670830559428146817986133868575878 Доценко Татьяна Ивановна С 25.02.2021 по 25.02.2022 426